Война, ложь, имперская глупость и становление современного Ближнего Востока

kiozk originalsИстория

Лоуренс Аравийский

Война, ложь, имперская глупость и становление современного Ближнего Востока.

Автор: Скотт Андерсон – ветеран войны, писатель, журналист, работающий в горячих точках – в Ливане, Израиле, Боснии и Герцоговине. Его тексты появлялись в журналах Esquire, Vanity Fair и The New York Times. Среди других его книг – «Человек, который пытался спасти мир» и «Убийства в четыре часа».

0:00 /
2350.655

Книга «Лоуренс Аравийский» (2013) открывает завесу тайны о том, как несколько людей во времена Первой мировой войны и Арабского освободительного движения 1916–18 гг. навсегда изменили Ближний Восток. Центральным персонажем повествования является Томас Эдвард Лоуренс – дерзкий и неопытный молодой военный офицер, который разрывается между двумя народами и на своем опыте познает, что значит предательство политиков и ужасы войны.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Лоуренс Аравийский» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Для кого эта книга?

Это поразительная история Томаса Эдварда Лоуренса, ставшего во время Первой мировой легендарным Лоуренсом Аравийским, а после скрывшегося под простым псевдонимом Джон Росс. Она точна и пронзительна, потому что написана человеком, который не понаслышке знает, что такое горячие точки и ужасы войны. Скотт Андерсон рассказывает историю Лоуренса, обрамив ее уникальными судьбами еще трех человек, которые навсегда изменили политический ландшафт Ближнего Востока. Если вы интересуетесь историей данного региона, эта книга для вас – ведь именно в событиях, которые она описывает, кроются истоки вечно тлеющих конфликтов в Сирии, Палестине и многих других странах.

Окунитесь в драму Первой мировой войны, в результате которой Ближний Восток стал таким, каким мы знаем его сейчас

Говорят, что даже один человек может изменить ход истории. А теперь представьте, на что в таком случае способны четверо людей! В течение Первой мировой войны и после ее окончания имперские державы поделили Ближний Восток на страны, которые мы знаем сегодня, в результате чего этот регион стал эпицентром многочисленных затяжных конфликтов. А в самом эпицентре этих революционных событий оказались четыре человека: Томас Эдвард Лоуренс, Курт Прюфер, Аарон Ааронсон и Уильям Йель. Каждый из них имел свои предпочтения и планы на жизнь, а также свои взгляды на войну, а все вместе они оказали ключевое влияние на историю как Ближневосточного региона, так и всего мира.

Книга Скотта Андерсона рассказывает истории этих четырех мужчин, об их подвигах и страданиях на Ближнем Востоке во времена Первой мировой войны. Это истории о реальной жизни, которые читаются на одном дыхании и подобно лучшим триллерам полны обмана, шпионских игр и козней врагов. Также эта книга – история о том, как Ближний восток превратился в один из самых политически нестабильных регионов мира.

Из данного обзора вы узнаете:

  • как связи Прюфера в Османской империи повлияли на политическую позицию Турции;
  • что омрачило победу Лоуренса при Акабе;
  • и почему последствия соглашения Сайкса–Пико ощущаются до сих пор.

На Ближний Восток Томас Эдвард Лоуренс попал из-за своего увлечения историей

Возможно, вы слышали про Томаса Лоуренса – человека, которому посвящен фильм «Лоуренс Аравийский». Но, скорее всего, вы мало знакомы с ранними годами его жизни, сыгравшими ключевую роль в судьбе Ближнего Востока во времена Первой мировой войны.

Томас Эдвард Лоуренс родился в 1888 году в английском городе Оксфорд. Он вырос в семье среднего класса и уже в подростковом возрасте стал проявлять большой интерес к истории, в частности, к истории Египта, проводя много времени в Музее Эшмола в Оксфордском университете.

В 1909 году, в рамках работы над своим дипломным проектом в Оксфорде, Лоуренс обошел всю Сирию для того, чтобы исследовать каждый замок, построенный во времена Крестовых походов, и определить, кто позаимствовал такую архитектуру – христиане у мусульман, или наоборот.

Во время этой поездки Лоуренса повсюду встречали очень тепло, и он буквально влюбился в Ближний восток. Его работа настолько впечатлила преподавателей Оксфорда, что они предложили Лоуренсу остаться на Ближнем Востоке и помочь в проведении археологических раскопок для его любимого Музея Эшмола. В 1911 году он оказался в Каркемише – древнем городе, расположенном на границе Турции и Сирии.

Лоуренс очень хорошо изучил культуру Ближнего Востока и как один из руководителей раскопок показал себя прирожденным лидером. В частых письмах своим родным он рассказывал, что в Каркемише чувствует себя как дома. Местные жители уважали его за то, что он отлично разбирался в их истории, а также обладал уникальной способностью в течение долгих часов работать под палящим солнцем пустыни. Лоуренс проработал в Каркемише следующие три года. За это время Европа и Ближний Восток оказались на грани Первой мировой войны.

В преддверии Первой мировой войны на Ближнем Востоке трудились еще трое мужчин из разных слоев общества

Одним из них был Курт Прюфер – немецкий шпион тридцати трех лет. Еще в раннем возрасте Прюфер увлекся иностранными языками, что впоследствии помогло ему стать переводчиком в немецком посольстве в Каире. Но этого было недостаточно, чтобы удовлетворить большие амбиции Прюфера, и в 1913 году в Египте он познакомился с некоторыми влиятельными людьми, которые были заинтересованы в подрыве политического курса страны.

С 1880-х годов Египет находился под контролем Британии, и Прюфер вместе с другими немецкими шпионами начал разжигать огонь революции среди египетских мусульман, чтобы те восстали против британских христиан. Однако в ноябре 1913 года британское правительство обратило на это внимание и добилось, чтобы Прюфера сняли с работы в посольстве. Но, как мы узнаем позже, он вовсе не собирался покидать Ближний Восток.

Еще одной видной фигурой в данном регионе в то время был Аарон Ааронсон, который работал за Суэцким каналом в местности, которая тогда называлась Палестиной. Еврей по происхождению, Ааронсон был агрономом и экспертом по сельскому хозяйству, который получил всемирное признание за строительство большого исследовательского центра, специализирующегося на превращении Палестины в плодородную и цветущую землю, какой она была в прежние времена.

Но, кроме того, Ааронсон был также ярым сионистом, поэтому большую часть своей работы посвящал созданию отдельного и самодостаточного региона, который мог бы стать домом для евреев всего мира. Таким образом, когда Ааронсон не был занят посадкой семян, он общался с правительствами западных стран на предмет содействия делу сионизма.

И, наконец, четвертым участником этой истории был Уильям Йель. В прежние времена семья Йеля была одной из самых состоятельных в Америке. Эта фамилия вам наверняка знакома – ведь именно она дала название Йельскому университету, основанному в 1700-х годах. Однако к 1913 году семейное состояние почти иссякло, и Уильяму пришлось искать работу. Он устроился в Standard Oil – одну из крупнейших нефтяных компаний в мире. А в 1913 году Йель отправился искать для Standard Oil новые месторождения на Ближнем Востоке. В то время он даже не подозревал, какие интересные события его ожидают.

«Часто история – это лишь цепочка незначительных моментов, случайных встреч и случайных решений или простых совпадений…»

В 1913 году все четверо (Лоуренс, Прюфер, Ааронсон и Йель) пришли к одному выводу: Османская империя находится в упадке. И действительно: прежде могущественная держава к началу Первой мировой войны буквально трещала по швам.

Это огромное государство существовало на протяжении многих веков: в начале XVII века оно простиралось от Алжира, охватывая большую часть Северной Африки и Ближний Восток, до Каспийского моря и далее к северу до самого Будапешта.

Однако в результате Крымской войны, в которой Османская империя, Франция и Британия сражались против России, а также других русско-турецких войн XIX века, Османская империя потеряла большую часть своих территорий.

К 1913 году Египет оказался под контролем Великобритании, а северные территории (такие, как Болгария, Сербия и Румыния) обрели независимость. И теперь в регионах, которые все еще находились под властью турецкой монархии в Константинополе (современном Стамбуле), включая Сирию, Турцию и Палестину, стала проявляться нестабильность. Одной из причин было то, что на этих землях жило многонациональное население, состоявшее из мусульман, христиан и евреев. Масла в огонь подлила новая политическая партия младотурков. В 1913 году она совершила государственный переворот и сформировала новое правительство, стремившееся сохранить контроль над территориями.

Его возглавили три высокопоставленных турецких офицера, известных как «Три паши»: министр внутренних дел Талаат-паша, военный министр Энвер-паша и военно-морской министр Джемаль-паша. Таким образом, Османская империя вступила в Первую мировую войну значительно ослабленной.

29 июня 1914 года в Югославии был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Это событие стало поводом для начала Первой мировой войны, угроза которой уже давно витала в воздухе. Поначалу было неясно, на чью сторону в этом конфликте встанет Османская империя. Но в регионе по-прежнему оставался Курт Прюфер, который использовал нараставшую нестабильность в стране, чтобы убедить турок выступить против англичан и Египта. Именно он в конечном итоге станет посредником между Джемаль-пашой и немцами.

Как только Османская империя определилась, на чьей она стороне, ужасы войны многократно умножились

Когда разразилась война, между Союзниками во главе с Британской империей, Францией и Россией с одной стороны и Центральными державами во главе с Германией и Австро-Венгрией с другой быстро провели границы. А 2 ноября 1914 года Османская империя окончательно встала на сторону Германии и Австро-Венгрии.

Последствия этого решения Ааронсон ощутил мгновенно. Он видел, как военные экспроприируют все, что только могут использовать: одежду, продовольствие, транспортные средства и даже части водопроводных систем, видел, как у евреев и христиан отбирали оружие и отправляли их в турецкие трудовые лагеря.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Великий Александр Великий

Македонец, покоривший мир

kiozk originals
Химики научили компьютер определять происхождение вина по химическому составу Химики научили компьютер определять происхождение вина по химическому составу

Ученые объяснили влияние климата на свойства аргентинского вина

N+1
Жизнь на полной мощности Жизнь на полной мощности

Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью

kiozk originals
Хорошо в меру Хорошо в меру

Омолаживающие процедуры и кремы могут давать и обратный эффект

Лиза
Краткая история времени Краткая история времени

От Большого взрыва до черных дыр

kiozk originals
Гидрофобный катализатор помог поднять селективность реакции Фишера — Тропша Гидрофобный катализатор помог поднять селективность реакции Фишера — Тропша

Вода не задерживается на катализаторе и не вызывает побочные реакции

N+1
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Путь Дзэн Путь Дзэн

Истоки, принципы, практика

kiozk originals
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
Как поддерживать сотрудников, когда на улицах бьют и «винтят» людей Как поддерживать сотрудников, когда на улицах бьют и «винтят» людей

Что нужно делать, чтобы вывести свою команду на новый уровень сплоченности

Inc.
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Не тестируется на животных: кто и на ком проверяет косметику и бытовую химию и при чем здесь этика Не тестируется на животных: кто и на ком проверяет косметику и бытовую химию и при чем здесь этика

Что такое этичное тестирование косметики и бытовой химии и как оно проводится

Популярная механика
Ни рыбу, ни мясо: кто из миллиардеров стал вегетарианцем Ни рыбу, ни мясо: кто из миллиардеров стал вегетарианцем

Миллиардеры, которые стали вегетарианцами: кто из-за этики, а кто из-за здоровья

Forbes
Еще 5 самых глупых вещей, которые навсегда изменили наш с тобой мир Еще 5 самых глупых вещей, которые навсегда изменили наш с тобой мир

История человечества была бы совершенно иной, будь нос Клеопатры чуточку длиннее

Maxim
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Вам с ними интересно? Вам с ними интересно?

Сегодняшние родители уверены, что им интересно со своими детьми

СНОБ
Химики создали искусственные сухожилия Химики создали искусственные сухожилия

Этот полимер, сравним по прочности, эластичности и долговечности с сухожилиями

N+1
На вторых ролях: почему ни один из топ-менеджеров Amazon не стал миллиардером На вторых ролях: почему ни один из топ-менеджеров Amazon не стал миллиардером

Что известно о Энди Ясси и почему он так и не стал миллиардером?

Forbes
Как птичий помет превратил самую страшную пустыню в оазис Как птичий помет превратил самую страшную пустыню в оазис

Как самая сухая пустыня в мире может быть плодородной

Популярная механика
К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости К растяжке через расслабление: 5 шагов к гибкости

Мечтаете сесть на шпагат или встать на мостик?

Psychologies
Комик Стас Старовойтов — о юморе в регионах, феминизме и алкоголе Комик Стас Старовойтов — о юморе в регионах, феминизме и алкоголе

Стендапер Стас Старовойтов — о юморе, жизни и фильме с ним

РБК
Триумфальное возвращение 57-го калибра Триумфальное возвращение 57-го калибра

Дистанционно-управляемые боевые модули

Популярная механика
«Я вышла замуж за игромана» «Я вышла замуж за игромана»

История созависимости и зависимости от нашей героини

Psychologies
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
5 нон-фикшн книг с хорошей научной базой: против стресса и тревоги 5 нон-фикшн книг с хорошей научной базой: против стресса и тревоги

Нон-фикшн книги, которые помогут сохранять душевное равновесие

Популярная механика
Веселый ситчик: как отмечать ситцевую свадьбу и какие подарки дарить Веселый ситчик: как отмечать ситцевую свадьбу и какие подарки дарить

Первая годовщина брака – уже юбилей, достойный внимания

Cosmopolitan
Стиль «Внутри Лапенко», бабушкины шарфы и женские галстуки: какой будет мода 2021 года Стиль «Внутри Лапенко», бабушкины шарфы и женские галстуки: какой будет мода 2021 года

Исследователь моды рассказывает, какие тренды будут актуальны в 2021 году

Forbes
Критика чистого вымысла Критика чистого вымысла

Мелодрама Ангелины Никоновой по мотивам лирических мемуаров Карины Добротворской

Weekend
Авиапарк Юрского периода Авиапарк Юрского периода

Был ли самолет Можайского самолетом и другие курьезы из истории авиации

Maxim
Porsche Taycan. Когда-нибудь мы привыкнем Porsche Taycan. Когда-нибудь мы привыкнем

Переосмысляем понятие быстрых машин на примере Porsche Taycan

4x4 Club
Открыть в приложении