Путь Дзэн
Истоки, принципы, практика
Книга «Путь Дзэн» (1957) – это классическая работа Уоттса, в которой излагаются исторические истоки и основные принципы дзэн-буддизма. Наш мир очень быстро меняется, и часто кажется, что как только мы привыкаем к старым правилам, они прекращают действовать. Восточная философия дзэн может помочь успокоить разум и найти в окружающей неопределенности столь необходимую нам радость.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Путь Дзэн» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Не секрет, что европейскому человеку невероятно сложно постичь суть восточной философии. И не потому, что она слишком сложная, а потому, что нам очень трудно отказаться от привычки обладать и хотеть. Наша культура построена на том, что добиваться желаемого – это высшее достижение и даже добродетель. Чтобы постигнуть суть дзэн, нужно действовать ровно наоборот. Попытка представить себе такое «наоборот» у некоторых носителей западной культуры может вызвать ощущения, схожие с попыткой представить бесконечность. К счастью, автор этой книги Алан Уоттс нежно и заботливо проводит нас за руку в удивительный и совершенно непохожий на наш мир философии дзэн, в иную модель мышления и бытия.
Откройте для себя историю и принципы, лежащие в основе древней философии
В последнее время в западной культуре все чаще используется слово «дзэн». Мы можем сказать: «В этой комнате ощущается дзэн» или «Хочу расслабиться в выходные, чтобы достичь дзэна». Каждый из нас вроде бы смутно понимает, что дзэн имеет какое-то отношение к спокойствию, умиротворению и безмятежности. Но насколько это понимание является точным?
Западному человеку часто сложно осознать абстрактные идеи, составляющие ядро философии дзэн, некоторые из которых могут показаться нам парадоксальными. К счастью, писатель и мыслитель Алан Уоттс снимает покров тайны с этого учения и расшифровывает его порой парадоксальные идеи. Его книга рассказывает, что такое философия дзэн и как она сформировалась под влиянием китайского даосизма, а также знакомит с некоторыми основными дзэн-принципами. Не пугайтесь: после прочтения этого обзора вы вполне можете обнаружить, что теперь видите мир немного иначе!
Также вы узнаете:
- что означает «знать что-либо»;
- являетесь ли вы Буддой;
- и как вы создаете свою собственную реальность.
Основу дзэн-буддизма заложила китайская философия дао
Знаете ли вы, как дышать? – Конечно, да, ведь вы делаете это постоянно! Но если бы вам пришлось точно описать дыхание как физиологический процесс, вы бы растерялись. То, что западные люди называют «знание», конкретно и основано на фактах. И все же, мало кто из нас скажет, что не умеет дышать, видеть или передвигать ноги. Таким образом, на самом деле, наши «знания» описывают вещи и процессы, о функционировании которых мы часто и понятия не имеем. Как только вы это осознаете, вы поймете, что собой представляет понятие «знание» в даосизме – традиционном китайском учении, одном из главных истоков дзэн-буддизма.
Самым ранним источником даосской мысли является важная книга под названием «И-Цзин», или «Книга перемен», которая была создана в Китае где-то между 3000 и 1200 годами до н.э. «И-Цзин», наиболее ранний из китайских философских текстов, предназначается для гадания и состоит из 64 гексаграмм. Каждой гексаграмме (а также каждой черте в ней) сопутствует набор афоризмов, которые и должны дать совет гадающему.
Вы можете считать, что принимать решения на основе предсказаний какой-то древней книги глупо, но является ли ваш метод принятия решений более рациональным? Возможно, вы ответите утвердительно. Но подумайте: как определить точный момент, когда вы собрали достаточно информации для принятия решения? Всегда можно собрать еще больше данных, чтобы совершить еще более «рациональный» выбор, не так ли? Чтобы принять решение, которое действительно основано на фактах, потребуется очень много времени – так много, что действовать будет уже поздно. В конечном итоге, наши решения обычно основываются на ощущении, что тот или иной выбор является правильным. Хорошие решения являются следствием хорошей интуиции – как сказал бы даос, следствием пребывания в дао. Если вы находитесь в дао, ваш ум ясен, а интуиция наиболее сильна.
Подумайте об этом в таком ключе: вы не можете заставить свой язык точнее определять вкус, вам просто следует довериться ему. Точно так же вы должны быть способны доверять своему разуму. Ясность ума и доверие к его природным способностям позже заняли центральное место в философии дзэн. Но прежде, чем мы к этому подойдем, давайте узнаем, как появился буддизм.
Буддизм был всеохватывающим учением, из которого выросла философия дзэн
Согласно легенде, однажды вечером Будда сидел под деревом. Семь лет он практиковал медитацию и аскезу, тренировал свое тело, следуя всем необходимым практикам, но все еще не мог найти свое истинное «Я». В конце концов, он сдался и решил съесть что-нибудь питательное.
Сидя под деревом, Будда внезапно достиг просветления и осознал, что пока человек стремится постичь, кем он является в жизни, он обречен на неудачу. Именно этот аспект буддизма – внезапное прозрение – в итоге стал основой философии дзэн.
Хотя Будда жил в Индии в период где-то между V и IV веками до н. э., первый буддийский текст, Палийский канон, был написан только спустя 400 лет. До этого буддизм существовал лишь в устной форме. Это осложняет понимание воззрений самого Будды, но мы все-таки можем выделить наиболее важные идеи.
Во всей индийской философии присутствует идея самопожертвования Бога, или атма-яджна. Считается, что порождая мир, Бог разрушился и раскололся на множество частей. Таким образом, в каждом существе есть частица Бога, и цель нашей жизни состоит в конечном воссоединении с Единым Целым. В буддизме познание себя означает познание своей изначальной сущности – Бога. Для этого вам нужно освободиться от всех форм отождествления. Вы – это не ваше тело, не ваши мысли и не ваши чувства, не ваша социальная роль матери или врача.
Обратите внимание, что в буддизме большое значение придается «негативному знанию» – знанию того, кем вы не являетесь, а не того, кем вы являетесь. Это может сбивать с толку западного человека, который ждет конкретных определений. Но мир не всегда является таким конкретным, как нам бы хотелось. Например, можно утверждать, что Первая мировая война началась 28 июля 1914 года. Но так ли это на самом деле? Историк может обнаружить причины войны задолго до того, как она началась официально.
Итак, мы видим, что разделение событий, вещей и фактов условны и создаются человеком, а не самой реальностью. Буддист назвал бы эти искусственные разделения «майя», что буквально означает «иллюзия», «видимость». В индийской философии это особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. И цель нашей жизни должна состоять в том, чтобы освободиться от этих иллюзий.
Буддизм Махаяны предложил решение психологических дилемм традиционного буддизма
Когда любопытные люди спрашивали Будду о природе «Я» и происхождении Вселенной, он отвечал, что эти вопросы не важны – они не приведут к освобождению. Но некоторые буддисты (те, кому предстояло создать течение Махаяна) не желали принимать отрицательный ответ. Буддисты Махаяны тоже стремились к освобождению и не хотели создавать новую философскую систему – но их интересовала психология. Это различие между буддизмом Махаяны и традиционным буддизмом стало ключевым в более поздней традиции дзэн.