Как двое украинцев стали миллиардерами, научив всех писать по-английски
Сервисом проверки английского правописания Grammarly пользуются студенты, когда готовят рефераты и дипломные, соискатели, когда проверяют свои резюме, и стартаперы, когда пишут письма инвесторам. Создатели этого сервиса осенью 2021 года стали миллиардерами. Forbes рассказывает, как трое украинских разработчиков создали компанию-«единорога» с помощью борьбы с плагиатом, искусственного интеллекта и английской грамматики.
Миллиарды на правописании
Штаб-квартира созданной выходцами из Украины компании Grammarly находится в Кремниевой долине, а отделения есть в Нью-Йорке, Ванкувере и Киеве — в украинском офисе работают 270 сотрудников из 760. Сервисом проверки английского правописания пользуются сейчас, по данным компании, 30 млн человек в день, среди корпоративных клиентов — Zoom, Cisco и Dell.
Принцип работы Grammarly заключается в поиске грамматических и стилистических ошибок в англоязычных текстах с помощью искусственного интеллекта. Ошибки пользователей он обнаруживает в режиме реального времени, рекомендует исправления, объясняет и советует, как не допустить их в будущем. Изначально сервис был предназначен для студентов, но сейчас аудитория Grammarly гораздо шире — его включают в списки самых полезных инструментов для предпринимателей, фрилансеров, сценаристов и всех, кто хочет повысить свою продуктивность на работе. Чтобы пользоваться Grammarly, требуется установить расширение, которое доступно как веб-редактор, приложение для Windows и Mac, расширение для Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge, приложение для iPad, мобильную клавиатуру для iOS и Android, надстройку для Microsoft Office.
Компания работает по модели фримиум — базовая версия сервиса бесплатная, а платным подписчикам доступны дополнительные услуги, такие как проверка стилистического регистра и тона текста — чтобы ваше письмо не показалось получателю слишком легкомысленным или, наоборот, слишком формальным.
По данным компании DataIntelo, в 2018 году объем рынка проверки текстов оценивался в $1,2 млрд, а к 2028-му он вырастет на 28%. Сервисы D&B и Owler оценивают годовую выручку Grammarly в диапазоне $60–70 млн. Сама компания финансовые показатели не раскрывает. Премиум-подписка стоит от $12 до $30 в месяц для физических лиц и $12,50 в месяц за пользователя — для юридических.
Такие гиганты, как Google и Microsoft в своих системах используют собственные алгоритмы проверки правописания, но и Grammarly от них не отстает. Учитывая практически неограниченные финансовые возможности и кадровый потенциал техногигантов, это скорее говорит о том, что компании до сих пор не уделяли этим инструментам достаточно внимания.
18 ноября Grammarly привлек $200 млн инвестиций Baillie Gifford, Gerenal Catalyst и нескольких фондов под управлением BlackRock, что стало крупнейшим раундом финансирования в истории компании, и с учетом предыдущих раундов ($110 млн в 2017 году и $90 млн в 2019-м) ее оценка возросла до $13 млрд. Это вывело компанию в статус не просто «единорогов», а «декакорнов» (от английского unicorn — «единорог» и латинского deca — «десять»), то есть компаний, оценка которых превышает $10 млрд.
После рекордного для компании инвестиционного раунда двое ее основателей, Максим Литвин и Алексей Шевченко стали долларовыми миллиардерами ― по оценке американского Forbes, состояние каждого из них теперь составляет $4 млрд. Как подсчитал американский Forbes, Литвину и Шевченко сейчас принадлежит по 35% Grammarly, около 22% принадлежит инвесторам. Как сообщил украинскому Forbes представитель компании, у третьего основателя, разработчика Дмитрия Лидера — 1%.
Дмитрий Лидер работает в киевском офисе и занимается исследованиями и разработкой языковых технологий, Алексей Шевченко и Максим Литвин ― в ванкуверском. Шевченко как ведущий менеджер по продукту отвечает за разработку и запуск новых продуктов, а Литвин — за маркетинг и стратегию расширения бизнеса. Кроме основателей, в состав управления компанией входят семь топ-менеджеров, лидеры продуктового и инженерного направлений, главный юрист и СЕО Брэд Хувер.
С чего начался Grammarly
История Grammarly началась в конце 1990-х в Международном христианском университете Киева — одном из первых англоязычных вузов на территории Украины, где учились двое основателей компании ― Алексей Шевченко и Максим Литвин. Как рассказывали Шевченко и Литвин в интервью украинскому изданию DOU, идея стартапа родилась у них во время обучения — предметы вели преподаватели из Америки, и письменные работы студенты должны были сдавать на английском языке. В то время еще не было инструментов для проверки текстов на плагиат, что создавало проблему ― преподаватели не могли проверить тексты на оригинальность и зачастую ставили высокие оценки за работы, скопированные студентами из интернета. «Это был 2000-2001 год, — вспоминают предприниматели, — тогда как раз интернет только зарождался, мы им активно пользовались. И мы увидели, что вокруг нас все списывают. Вот просто идут в интернет, берут сочинение и сдают его преподавателю, который сам не знает, что такое интернет и, соответственно, не может даже предположить, что так можно. Люди получали хорошие оценки за это. А сами мы были очень честными студентами. Мы посмотрели, что можно с этим сделать».