Не женское дело?
Сегодня женщины все чаще выбирают профессии, которые традиционно принято считать мужскими. Что заставляет их делать такой выбор? Попробуем разобраться на реальных примерах.
Пример 1. Криминалист
«Мой отец был милиционером, мама домохозяйкой, но создавалось ощущение, что на ней тоже есть погоны – настолько она увлекалась делами мужа. Папа мечтал о сыне, который пойдет по его стопам, но я была единственным ребенком в семье. Военных и полицейских часто считают бесчувственными, грубыми. Но это не про моего отца: он всегда меня хвалил, поддерживал, был не строгим, а справедливым. Благодаря ему я выросла самостоятельной: могу и костер развести, и унитаз починить. Учиться я пошла в школу милиции. Другие варианты и не рассматривала. Родители были рады, помогали мне в учебе, работе. На вопрос, нравится ли мне моя профессия, твердо отвечаю «Да!», но порой задумываюсь: может, зря я пошла по проторенной дорожке...»
Антонина
Мнение психолога
Дети зависимы от мнения и настроя значимых для них взрослых. Но давать наставления или прямо говорить подростку: «Ты пойдешь на филфак!» – дело неблагодарное. Скорее всего, ты столкнешься с бурей эмоций, отторжения, и он пойдет куда угодно, только не на филфак. А вот личный пример, вдохновляющие беседы, поощрение «правильных» увлечений могут повлиять на выбор профессии.
Часто говорят, что единственные девочки в семье, которые чувствуют и знают, что папа хотел сына, изо всех сил стараются выполнить программу максимум – и за себя, и за того парня. Пожалуй, в этом есть правда, ведь детям очень хочется получить внимание (а еще поощрение, признание) родителей любой ценой. И здорово, когда они достигают этого не плохим поведением, а хорошими делами.
Иногда ребенок делает какой-то вывод на основе увлечений или оценочных суждений родителей: «Папа восторженно смотрел на телеведущих, поэтому я пошла учиться на диктора», «Мама твердила, что программист – профессия будущего. Она говорила, что для этого нужен особый склад ума, много учиться, но и платят им хорошо. Так я и выбрала IT-технологии!» Родители сильно влияют на наши ориентиры и ценности.
Ощущение нереализованности может быть и у тех, кто выбрал профессию по душе и по складу ума. Это не всегда означает, что выбор был сделан неправильно. Иногда стоит отделять работу от призвания: пусть первое будет для заработка, а второе – для души в виде хобби, увлечения. Это даже хорошо для душевного баланса.
Пример 2. Инструктор по рафтингу
«Я всегда была самой активной девчонкой в школе – во всех соревнованиях участвовала, мальчишек могла мизинцем левой руки обыграть. В старших классах чем только «мужским» я ни занималась: и паркуром (когда по крышам прыгают), и борьбой, и на мотоцикле гоняла, даже зацепером каталась. А в студенческие годы появилась возможность путешествовать, пробовать новые развлечения. На третьем курсе мне предложили сплавиться по горной реке. После этого к родителям я не вернулась… Перевелась на заочку, вышла замуж. Мы с мужем много чем увлекаемся: трекинг, каякинг, но рафтинг – это любовь. Мы теперь в этом деле эксперты, у нас небольшой свой бизнес: обучаем людей сплаву по горным рекам. И мне кажется, что назвать эту профессию мужской можно с большой натяжкой. Я женщина, а справляюсь с потоком горной реки, веслом и управлением не хуже мужа!»
Марина
Мнение психолога
Судя по тому, сколько экстремальных увлечений было в жизни Марины, можно смело сказать, что она большая любительница адреналина. Сегодня есть специалисты, которые говорят о так называемом адреналиновом типе личности, относя к нему активных, целеустремленных людей. При этом необязательно женщины этого типа занимаются экстримом, но тогда они вряд ли сидят в должности бухгалтера. Им нужна активность, достижение целей, и лучше, чтобы это было связано с риском и опасностью. Часто им бывает недостаточно нервной, напряженной работы – в свободное время они занимаются спортом, ходят в походы, покоряют горные вершины.
О теории типов личностей можно поспорить, но на адреналин действительно можно «подсесть». Адреналиновая зависимость существовала всегда. Что это такое и как работает?
Адреналин вырабатывается в надпочечниках в ответ на стрессовые, страшные, связанные с риском, ситуации. Что происходит с человеком? Он становится максимально сконцентрированным, чувствует небывалую ясность ума, физическую силу, даже некую мощь. Это древний механизм выживания: чтобы справиться с опасностью, организм подключает все ресурсы. После, когда стрессовая, экстремальная ситуация заканчивается, человек справляется с ней, вырабатываются эндорфины, которые приносят чувства глубокого удовлетворения, всеобъемлющего счастья, граничащих с эйфорией. Вот именно за такой последовательностью ощущений и гонятся адреналинщики.
Совсем необязательно за таким удовольствием лезть на гору, сплавляться по горной реке или прыгать с парашютом. Некоторые женщины идут работать, например, спасателями, врачами скорой помощи (медицина катастроф), военными журналистами, следователями-криминалистами. (Кстати, людей из преступного мира тоже можно отнести к адреналинщикам.)
Пример 3. Железнодорожные работники
«Когда-то в подростковом возрасте я увидел картину, которая до сих пор стоит у меня перед глазами: женщины ремонтируют железнодорожные пути. Представляете, одна ставит большой гвоздь, которым крепят рельсы к шпалам, а вторая огромной кувалдой забивает его. Жара, по их лицам течет пот, они в какой-то страшной спецовке, у одной косынка на голове грязная, у другой перчатки на руках порванные. Я тогда впечатлился так, что осмелел и подошел к ним спросить, не тяжело ли им работать вот так целый день, это ведь и мужикам непросто! Помню, как та, что забивала кувалдой гвоздь, протянула мне свое орудие: «На-ка, попробуй!», и я этой тяжеленной штукой чуть ноги себе не отбил! Женщина тогда ухмыльнулась: «Мал ты еще… Иди играй, а мы будем работать – нам детей и мужей кормить надо».
Михаил
Мнение психолога
Эта история настолько показательна, что и добавить нечего – некоторые женщины работают, чтобы содержать семью. И нередко им приходится выбирать вовсе не ту специальность, которая им по душе, а заниматься тем, за что больше платят.
Почему же не их мужья стояли под палящим солнцем, размахивая кувалдой? Видимо, им больше нравилось сидеть в это время где-то в тени или дома перед телевизором, потягивая пиво (а то и запивая им что-то покрепче). А почему бы и нет? Жена поворчит, поругается, но тарелку супа нальет, на сигареты денег даст, носки постирает.
К сожалению, в советское время не было большого выбора на рынке труда. Большинство женских профессий (работницы ЖЭКа, учителя, инженеры-чертежницы) оплачивались не очень хорошо. И тем, чьи мужья по каким-то причинам не могли или попросту не хотели зарабатывать, чтобы прокормить семью, нередко приходилось устраиваться на непрестижную и тяжелую работу. Наверняка и сегодня где-то на железнодорожных путях, в котельных, на угольных складах работают такие же женщины...
Созависимость – вот имя болезни, вынуждающей женщин брать на себя буквально все, в том числе тяжелую работу, лишь бы обеспечить семью. Почему же мы оказываемся в такой ситуации? Причин созависимости много: это и воспитание, при котором нарушались личные границы ребенка, и насилие в детстве, и запрет на выражение чувств. Кроме того, у нас сильны и социальные стереотипы вроде: «Бьет – значит любит». Вот женщины и идут на все, лишь бы сохранить брак. Порой даже выбор профессии и места работы идет по принципу: «Дайте мне что-нибудь потяжелее», лишь бы только не было сил думать, переживать – только «убиваться» на работе так, чтобы на страдания не было сил.
Фото: guerrieroale/stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl