«Работают с удовольствием, но денег не дают»: молодые героини Forbes Woman — о том, что им мешает строить бизнес
Основательницы Hydrop, Fitmost, Elementaree рассказывают о том, каково это — быть предпринимательницей в России
В России выросло новое поколение предпринимательниц — за последние несколько лет их бизнесы из стартапов превратились в важных игроков и лидеров рынка, они не просто смогли пережить сложный 2020 год, но и укрепили свои позиции. При этом Россия остается страной с не самыми лучшими условиями и возможностями для женщин в бизнесе. По итогам прошлогоднего исследования Mastercard мы не попали даже в первую двадцатку мирового рейтинга (в нем учитываются такие показатели, как финансовые и образовательные инструменты, поддержка условий для предпринимательской активности и улучшение положения женщин). Forbes Woman спросил молодых предпринимательниц, что им помогает и что мешает развивать свое дело и как изменилось отношение к девушкам в бизнес-среде за последние годы. Получились искренние и остроумные манифесты — о силе духа, проблемах рынка, сексизме, страхах и важных людях, которые помогают двигаться вперед.
Марина Росс
Hydrop
Я с детства хотела быть проводником крутых инопланетных технологий. Но это было просто абстрактной мечтой. Только когда я познакомилась с Андреем Груниным, ученым из МГУ и моим будущим бизнес-партнером, я узнала, что в недрах лабораторий находится такое количество невероятных разработок, что на внедрение их в реальный мир жизни не хватит. Вторым стимулом для создания своего бизнеса стал MBA в «Сколково» — во время обучения я поняла, как превращать научные разработки в прикладные продукты.
Любой бизнес — это сложно, а технологический — вообще задача со звездочкой. На каждом шагу что-то может пойти не так, и, как правило, не так идет абсолютно все. В такие моменты великая цель — сделать мир лучше — уже не кажется такой великой. Хочется зарыться в одеяло и сказать, что мир справится и без меня. Поэтому двигаться вперед, продолжать работать и не опускать руки мне помогает более приземленная мотивация — ответственность перед клиентами, сотрудниками и инвесторами.
«С женщиной как с партнером мужчины в нашей стране работают с удовольствием, но денег не дают»
Свой бизнес — это путь, состоящий только из препятствий, поэтому чисто технически делать его мешает абсолютно все. Среди глобальных преград — маленький домашний рынок, особенно для инновационных продуктов. Если бы мы производили то же самое, но жили в Китае, США или Европе, то размер компании сегодня был бы в десятки раз больше. К тому же опыт работы в России нельзя проецировать на другие рынки — у нас в стране все иначе.
Второй вопрос — инвестиции. Девушке в нашей стране сложно, практически невозможно привлечь серьезные инвестиции. При этом с женщиной как с партнером мужчины в России работают с удовольствием, но денег не дают. Вижу это на примере нашей компании и многих других. Вот цитаты из реальных разговоров с потенциальными инвесторами: «Проект хороший, только наймите мужчину 35–40 лет, пусть он приходит представлять вас как СЕО»; «Зачем тебе это? Ты же симпатичная, давай тебя замуж хорошо выдадим, и все»; «Почему вы опоздали? Наверно, красилась долго?». Это полный мрак и верх сексизма. А чтобы привлечь зарубежные инвестиции, нужно иметь штаб-квартиру и продажи за границей. Российский инновационный рынок никому не интересен.
В предпринимательстве я около девяти лет и могу сказать: постепенно в нашей стране отношение к женщине в бизнесе меняется — и меняется в лучшую сторону. Я горжусь тем, что, строя компанию, я не стала мужиком в юбке, а осталась такой же жизнерадостной девушкой — в первую очередь благодаря моему кофаундеру Андрею и другим нашим партнерам.
Ольга Зиновьева
Elementaree
Когда я решила открыть свое дело, степень моей романтичности в этом вопросе зашкаливала. Я думала, что сейчас всем покажу, как можно и нужно делать в России честный консьюмерский бизнес. При этом плохо представляла, как все работает в реальности и как строить хоть какой-то бизнес. Но надо признать, что такой неадекватный романтизм имел свои плюсы: он давал мне много уверенности там, где здравый человек давно бы развернулся и ушел.
Переломным стал такой момент: мой кофаундер покинул проект, когда в компании закончились деньги и буквально нечем было платить зарплату. Я же не сдалась, мобилизовала команду, и мы вскоре вышли на окупаемость, а потом привлекли инвесторов на развитие. Тогда во мне что-то поменялось, я осознала, что помогает мне не кто-то и не что-то абстрактное, а реальные люди: наша команда, без которой вообще никуда, клиенты, которые оставляют позитивные отзывы (когда знаешь, что твои действия несут смысл для конкретных людей, это дает силы двигаться дальше), инвесторы, которые доверяют нам. Дело в том, что бизнес-модель сегмента «милкитов» (meal kit — набор для быстрого приготовления блюд. —