Параллельные миры
В некотором царстве, в некотором государстве… Точнее, в том, где мы с вами живем, так уж повелось, что и к сказке, и к моде принято относиться со снисходительной улыбкой. Первая обычно нужна только на потеху публике, а зачастую вообще в качестве «детского снотворного», вторая же – удел инфантильных взрослых, которые не наигрались в переодевания и вместо «серьезных занятий» коллекционируют, помилуйте, кроссовки.
Забавно здесь то, что мода и страсть к коллекционированию – признаки великого сказочника. И Шарль Перро, и братья Гримм наполняли свои сборники сказок, что называется, «по сусекам», со всех уголков Европы. А Перро и вовсе был завидным модником и обладателем образцового вкуса, как и подобает настоящему парижанину своего времени. Находясь при дворе короля Людовика XIV, он контролировал производство изысканных гобеленов и строительство роскошных Версаля и Лувра. Может быть, этим и объясняется, почему среди магических объектов в сказках очень часто встречаются предметы одежды или вещи, напрямую или опосредованно связанные с миром моды, – веретено, которым уколется красавица, или туфелька, которая перевернет судьбу добродушной девушки. Все это говорит нам о том, что мир сказок и мир моды часто перекликаются и обращаются друг к другу за помощью, чтобы рассказать нам свои истории. В сентябре 2020 года модный дом Dior во главе с Марией Грацией Кьюри представил кутюрную осенне-зимнюю коллекцию, обратившись к неожиданному для индустрии человеку – Маттео Гарроне, актуальному итальянскому кинорежиссеру, который в последние годы тяготел к жутковатой сказочной тематике («Страшные сказки», «Пиноккио») и который, по словам все той же Кьюри, «в целом ничего о моде не знает». Его задачей было продемонстрировать миниатюрные «кукольные» платья, словно специально пошитые для Дюймовочки, наполнив вселенную короткометражного фильма сказочными и мифологическими персонажами: русалками, нимфами, сиренами и феями. Не обошлось и без толики феминистской иронии – только юноша Нарцисс, наслаждающийся собственным отражением в озере, не смог по достоинству оценить старания портних из Dior, так и оставшись, вторя Пушкину, «у разбитого корыта». Такого рода рекламную кампанию в эпоху пандемии можно признать поистине гениальной, ведь здесь нашлось место не только пресловутому тренду на sustainable fashion с его экономией материалов (платья «в полный рост» изготавливались только после презентации и только те, что пришлись по душе заказчикам), но и новой тенденции – желанию подарить миру, истосковавшемуся по сказке, новую надежду. Сказка – это безболезненный способ сбежать от угрожающей реальности. Новый, но хорошо забытый эскапизм, который призван помочь нам справиться с вызовами судьбы. Достаточно взглянуть на последние коллекции модных домов, чтобы обнаружить этот тренд.