«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Андрей Лякишев/Пресс-служба Московского губернского театра

«Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь. Это так здорово. Я любим, я люблю, у меня есть много закрытых потребностей, которые не закрыты у других людей. Я делаю то, что хочу. Я свободен — ну, в рамках того, как можно быть свободным. Могу сказать нет тем, с кем не хочу общаться, могу сказать да, с кем общаться хочу. Это редкость...»

— Антон, совсем скоро на экраны выйдет долгожданное продолжение сериала «Казанова». Хотелось бы с него начать. Честно скажу, когда я посмотрела сюжет, поняла, что это такая странная вещь. По сути, главный герой — нечестный человек, какой-то очень сложный. Я считаю, что здесь мастерство актера — вызвать к нему симпатию...

— Наверное, больше даже глубина взгляда на этого персонажа. Потому что отрицательные и злые вещи — это все происходит по определенным причинам. Вряд ли существуют какие-то изначально отрицательные люди.

Вот сейчас в театре мы делаем «Дон Жуана», тоже непростой образ... В народе Дон Жуан — это что-то такое легкое, а на самом деле страшный человек, который верит только в одно — «что дважды два — четыре». И все, во все остальное не верит. Людей рядом с собой просто убивает. Поэтому тут важна глубина взгляда на человека.

Антон Хабаров на съемках второго сезона сериала «Казанова», 2024 год. Фото: Юрий Грицыв

— Скажите, был трепет, когда первый сезон зашел, а второй должен быть не хуже?

— Да, перед чтением сценария было такое. Когда начал его читать, думал, в первом сезоне все так уникально, что же можно написать во втором? Но он даже лучше, чем первый. Написан интереснее, другие линии выведены. Там будет противостояние между мной и Сережей Угрюмовым.

— Антон, раньше в интервью вы говорили, что работы в кино не так много, как хотелось бы. Сейчас, наверное, уже достаточно?

— Хорошей не так много. И я, конечно не конвейерный артист. От многого отказываюсь!

— А как вы можете себе позволить быть самим собой в наш век конвейерного актерского бизнеса?

— Не знаю. Во-первых, рядом со мной близкие люди, прежде всего моя жена. Даже, честно говоря, удивительно, что мы сейчас, на интервью, не вместе. Мы с ней единое целое уже, 26 лет вместе. Так что поддерживает в моих решениях моя семья.

— В общем, жена не говорит вам: «Слушай, ты должен был заработать, а пришел без гонорара»?

— Но я и зарабатываю. Да, меньше, чем если б снимался во всем подряд. Но я понял... Виктор Сухоруков как-то говорил, что, если ты не владеешь заводами и фабриками, тебе просто нужна определенная сумма для комфортной жизни, и она не такая большая, как всем кажется. Она подъемная, я могу ее заработать. Конечно, иногда иду на компромиссы, но в этих компромиссах я просто выношу людям мозг.

— Второе, что мне не понравилось — ну это я так говорю «не понравилось», — то, что вы входите в детали, вы подробный.

— Ну да, стараюсь.

— Знаю этот подход, и я удивилась, что в наше время еще кому-то хочется это делать.

— Главное, что кому-то хочется это смотреть. Потому что, если бы не было обратной реакции от зрителей, я, наверное, был бы менее подробным при подготовке к роли. Если это кому-то нужно, для меня это очень важно. Вот сейчас играю следователя. Я позвонил в Следственный комитет...

Фото: Никита Шарпан

— Вот это да! Просто позвонили?

— Да, просто позвонил. Мне сказали: конечно, приходите. Встретился со следователем — прекрасный человек, он мне все рассказал. Я немножечко обалдел от того, как на самом деле должен выглядеть следователь в нашем кино и как он должен мыслить. Потому что все, что я видел в кино до этого, с реальностью не совпадает... Да, мне просто интересно так готовиться к роли, так жить интереснее. Попробовать сделать что-то настоящее, потому что по-другому мне просто скучно. А иначе зачем тратить свое время? Это вообще самое дорогое, что есть у человека.

— А удается время отслеживать, что день проведен реально плодотворно, нигде я не потерял?

— Нет, конечно. Время летит как-то очень быстро. Стараюсь заполнять его, но иногда настроения нет, иногда ничего не хочется. А к концу года я вообще уставший — год тяжелый был.

— В общем, в кино вы сейчас довольны теми работами, которые пришли?

— Да, очень. Потому что ты занимаешься чистым творчеством. Допустим, в «Казанове» создаю человека из своего детства, которого никто не знает, а знаю только я. Его потом все любят, говорят, это мой любимый персонаж, а это так здорово, прямо настоящее творчество, точно чистое, за этим больше ничего не стоит. Но такие проекты, по моей статистике, бывают раз в семь лет. Все остальное...

— Как и у всех.

— Как и у всех. Банионис вообще сказал, что у него две картины, это с Тарковским «Солярис» и «Мертвый сезон». А у него более 80 работ в кино.

— Ну еще и время меняется. Наши актеры не могут жить так, как жили великие старики.

— Могут.

— Но не хотят.

— Не хотят, да. Моими любимыми современными артистами являются Кирилл Пирогов и Никита Тюнин.

— Да, я помню ваше высказывание про Пирогова. Думаю, то, как вы умеете восхищаться коллегами, очень редко в актерском мире.

— Они колоссальные артисты, живут театром, преданы ему как никто. Поэтому могут, могут. Модный — не всегда хороший, я в этом убедился. Как у Даля в дневниках есть такая запись: если ты становишься популярным, это одно из самых плохих качеств твоего таланта. Ну что-то такое было. Я долго эту мысль не понимал, потом осознал. То есть ты, условно, садишься на три ноты и долбишь по ним. Сейчас мало артистов, много типажей — ну это в профессиональной сфере. Я, например, так отделяю. Типаж — это когда вот он такой и такого же играет. А артист — это человек, который может сыграть много разных характеров и измениться не только внешне, но и внутренне, что самое сложное. Измениться внешне — это когда на тебя работает индустрия: ракурсы, грим, усы, костюмы. А поменяться внутренне очень сложно.

Фото: из архива А. Хабарова

— Антон, как вам удается физически выносить ритм? Потому что я знаю, что съемки — это 12-часовые смены, всегда ранний подъем. Сейчас актеры прямо пашут...

— Но и раньше пахали... Мне кажется все-таки, это какие-то капризы нынешнего времени: «Ой, я устал, ой, как много работы...» Басилашвили рассказывал, как они ночевали в «Красной стреле», просто жили в ней, потому что играли у Товстоногова в Питере, а снимались в Москве. И многие фильмы снимали практически всегда ночью. У нас такого нет, я не работаю ночные смены подряд. Поэтому вряд ли такая разница — сейчас и тогда, это просто красиво звучит на словах. Пахали всегда.

Нормально выживаю, как и все, — как и хирурги, как и главные редакторы, у вас же тоже дедлайны есть. Только в этом случае психика немного перегружается, вот с ней надо как-то работать, кому что помогает.

— Антон, у вас много ролей в Губернском театре. Театр — это время, силы и это не всегда имеет отношение к медийности, к популярности. Для чего вам это надо?

— Мне это дает... Вообще, такими словами, конечно, в современном мире как-то стыдновато разбрасываться, но это как бы моя миссия. Я вообще пошел в эту профессию, чтобы людям помогать, чтобы отвлекать их от проблем, чтобы рассказывать о своих болях через их боли. Зрителей в зале не боюсь, у меня всегда праздник, что есть люди, которые поймут то, о чем я говорю, — и это большое счастье. Вот поэтому я и сижу в театре. Не из-за денег, не из-за известности... Сейчас активно идут репетиции спектакля «Дон Жуан. Новый миф». Режиссер Максим Меламедов выстраивает неоднозначный образ Дон Жуана в вечном конфликте добра и зла.

— Вот еще одна роль, в которой я не знаю, что еще можно найти. Я на стольких была...

— Там можно найти разговоры двух людей, как мы нашли, вообще о добре и зле. Ведь что делает Дон Жуан? Он просто уничтожает других людей, ему все равно, он берет нищего из церкви, говорит: «Давай богохульствуй, потому что бога-то нет, вообще ничего не существует».

— Но обычно рассматривают его отношение к женщинам.

— Ну это если... Блин, я не знаю, наверное, надо вообще ничего не читать, чтобы так плоско воспринимать.

Я это не вам говорю. Ну если Мольер закрыл эту пьесу после 15 представлений, значит, там что-то было.

— Напомните, почему он закрыл представление?

— Потому что король и духовенство ему сказали: вот такое нам показывать не надо.

— Зрительницы придут посмотреть на красивого актера, талантливого. Так что красоту, костюмы никто не отменял.

— Конечно, никто не отменял. Но как-то никогда у меня не было таких ролей в театре, где я просто стою в красивом костюме. И когда на Астрова приходят, там тоже видят упитого просто в ноль человека, там даже какие-то нецензурные словечки проскальзывают... Тем не менее все нормально. Зритель — он приходит, а дальше с ним можно делать все, что тебе хочется. И если это талантливо и хорошо, никаких проблем нет вообще, просто нет. Он с удовольствием послушает общие размышления о добре и зле.

Антон Хабаров в спектакле «Вишневый сад», Московский Губернский театр, 2020 год. Фото: Галина Фесенко/Пресс-служба Московского губернского театра

— Есть еще что-то, что умеете, но пока не было роли, чтобы это проявить? Вот я знаю, что вы много лет занимались спортивными бальными танцами. Это тяжелый труд.

— Да, это физический вид спорта. Там один тур венского вальса равен, по-моему, пятикилометровой пробежке. А ты за турнир танцуешь четыре только одного венского вальса, а их всего 12 танцев — четверть, полуфинал, финал. Танцы — это еще такая опция в моем арсенале, которой я редко, но пользуюсь. Как и фортепиано. Для первого сезона «Казановы» я сам играл «Ноктюрн» Шопена, а сейчас играю Бетховена, тоже разучил. Садишься, с учителем разбираешь, потом учишь сам.

— У вас дома пианино?

— Да, дома. Я вообще немножко какой-то... Не знаю, какое произвожу впечатление со стороны... Мне иногда кажется, я вообще человек занудный, скучный. Люблю шахматы, например. Для меня самое главное достижение 2024 года — что я с Дубовым Данилой, чемпионом мира, продержался 48 ходов, занял первое место, совершил всего одну ошибку. Дубов тренировал Магнуса Карлсена, и я на сеансе одновременной игры сделал такое достижение. Играю в шахматы очень много, тренируюсь с чемпионами мира.

— Как это сейчас происходит? Онлайн?

— Онлайн, конечно. Играешь со всем миром. Есть специальные программы. Если у тебя рейтинг хороший, то тебя допускают играть с чемпионами. Сейчас я на уровне второго разряда. Могу играть на уровне первого, но надо больше тренироваться.

— То есть вы могли бы быть в этой области профессионалом, по сути?

— Вообще, да. Про меня писало «64 Шахматное обозрение». Потому что я выиграл у мастера спорта по шахматам. Вот такие интересы... Сейчас жду, например, проигрыватель старый, 1954 года, очень люблю винил, ребята его апгрейдят. Такими вещами я живу.

— Слушайте, я первый раз наконец-то увидела того, кто слушает винил.

— Это я. Еще собираю предметы искусства, очень люблю, у меня дома много рукописных работ Юрия Борисовича Норштейна, есть иллюстрации из «Мастера и Маргариты» — я приобрел шикарные, которые были в доме Булгакова, просто какие-то колоссальные.

— Теперь я не буду задавать вопрос, что вы умеете по жизни и чем станете зарабатывать, если актерство отменят. Потому что, наверное, при желании это можно и монетизировать.

— Конечно, можно все сделать, но я об этом не думаю. Предложения в кино есть, слава богу. Сам иногда, клянусь вам, с таким количеством отказов думаю: «Господи, еще что-то и предлагают!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка» Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка»

Елена Панова — о своих образах, фильмах и семье

Караван историй
Свидание с Россией Свидание с Россией

Богатые и успешные россияне о лучших городах Сибири и Дальнего Востока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Колодный расчет Колодный расчет

Почему России нужны злые пчелы

Огонёк
Счастье – в простом Счастье – в простом

Певица Алсу доверила журналу свои личные переживания, связанные с разводом

Psychologies
Просто красавица Просто красавица

Тина Кунаки — о преимуществах брака с Венсаном Касселем и роли соцсетей в мире

Tatler
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
Печать счастья Печать счастья

Как определить по дате рождения, будет ли гармоничным твой брак

Лиза
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов

Дефицит кадров в IT-области до 2030 г. составит примерно 1 млн специалистов

Ведомости
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Не могу дышать и двигаться: что такое сонный паралич и как от него избавиться Не могу дышать и двигаться: что такое сонный паралич и как от него избавиться

Что на самом деле чувствует человек в состоянии сонного паралича?

Forbes
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Позднее материнство Позднее материнство

Всё больше женщин рожают после сорока — как это сказывается на ребёнке и матери?

Здоровье
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Запаслись опционом Запаслись опционом

Мирные инициативы России и США: возвращение иностранного бизнеса в нашу страну

Ведомости
Потребительский терроризм и конфиденциальность данных: подводные камни при управлении салоном красоты Потребительский терроризм и конфиденциальность данных: подводные камни при управлении салоном красоты

Ключевые ошибки, которые совершают бизнесмены в бьюти-сфере

Inc.
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении