Медицина тут бессильна
Одни просто не вылезают от врачей, выискивая у себя всевозможные болезни, другие стараются реже к ним обращаться, а третьи и вовсе их боятся. Почему мы все по-разному относимся к здоровью?
Кто-то не доверяет традиционной медицине и предпочитает лечиться сам «по народным рецептам». А некоторые лучше пойдут к шарлатанам, чем переступят порог поликлиники. Другие же готовы искать «спасения» где угодно – только бы вылечить все болезни, которые они выдумывают себе на почве мнительности и тревожности. Давай разберемся, кто как лечится и почему.
Своенравные пациенты
Всех людей можно разделить на группы в зависимости от их отношения к лечению.
Рациональные
Они готовы воспринимать информацию и идти на контакт с врачом, сохраняют критичность к себе и ситуации.
1. «Решаю проблемы по мере их поступления»
Человек реалистично относится к себе, своему здоровью и медицине в целом. Он не ждет от врача невозможного, но и не пренебрегает его рекомендациями. Не преувеличивает и не преуменьшает тяжесть заболевания, внимателен к своему телу и состоянию. Умеет не зацикливаться на болезни и находить позитив, сконцентрировавшись на чем-то другом (например, утратив физическую активность из-за инвалидности, занимается самообразованием). Заботится о близких и не замыкается на себе вне зависимости от тяжести заболевания.
2. «Лишь бы это не мешало мне работать»
Сверхответственное отношение к служебным обязанностям приводит к тому, что человек относится к обследованиям и лечению избирательно. Для него важнее всего продолжать трудиться/ не жертвовать карьерой, даже если он болен. Работа позволяет избавиться от тревожных мыслей и дает мотивацию для исцеления. При этом именно из-за трудоголизма человек рискует пропустить серьезное заболевание.
3. «Ерунда, само пройдет»
Для него характерен «ослепляющий оптимизм» вплоть до отрицания очевидного: любую симптоматику он не рассматривает как серьезную, не признает наличие заболевания, часто отказывается от обследования. Да, позитивный настрой позволяет легче переносить невзгоды, но пренебрежительное отношение к рекомендациям врача очень опасны.
Эмоциональные
Такие люди «живут» своей болезнью. У них отсутствует критичность: они не готовы прислушиваться к врачу, даже если понимают, что не правы.
4. «Что же делать, что же делать?!»
Ему свойственны мнительность и повышенная тревожность относительно хода лечения, его средств и методов. Ему кажется, что его лечат неэффективно, поэтому часто меняет врача, клинику, ищет альтернативные способы в Сети и других источниках. Склонен к ритуалам: постоянно моет руки, чистит зубы, измеряет давление. Тратит все силы на обследования и получение второго-десятого мнения врачей. Порой такая дотошность может помочь сохранить здоровье. Но важно вовремя остановиться.
5. «Мне уже никто не поможет...»
Он полностью сосредоточен на субъективных негативных ощущениях, преувеличенно трагично относится к своему здоровью, готов часами говорить о своих симптомах и злоключениях. Постоянно переживает по поводу побочных действий лекарств, неквалифицированных специалистов, недостаточно развернутой диагностике. За внешним желанием вылечиться скрывается неосознанное стремление вечно болеть, чтобы привлечь внимание и создать видимость осмысленности своей жизни. Именно из-за этого он часто бросает терапию на полпути, заявляя, что ему вряд ли что-то поможет.
6. «Ах, оставьте меня. Мне плохо»
Он крайне нетерпелив, не способен (и не хочет) переносить неприятные ощущения, малейшую боль, врачебные манипуляции. Капризен, требователен к медикам, обвиняет окружающих в своих бедах. Доведя всех до предела, начинает «раскаиваться», «просить прощения», но, набравшись сил и позволив людям немного перевести дух, снова продолжает свой спектакль.
7. «Я умираю...»
Тут присутствует гипертрофированный пессимизм, абсолютная пассивность и незаинтересованность в лечении. Даже если такой пациент идет на поправку (положительные анализы или неподтвердившийся диагноз), он все равно сомневается в своем благополучии, считая, что это ошибка или временное улучшение.
8. «Делайте со мной все, что хотите»
Он крайне апатичен, пассивно подчиняется всем врачебным манипуляциям и назначениям, безразличен к своей судьбе, результату лечения и исходу болезни. Такого пациента приходится кормить лекарствами с ложечки и водить на прием к врачу, иначе он останется преспокойно «умирать на диване».
Антагонисты
Замыкаются в себе, создают свою неадекватную версию ситуации, не готовы к рациональному диалогу, воюют с врачами и родными, не стремятся вылечиться.
9. «Вы только и ждете, когда я умру»
Чувственный, ранимый, «тонкокожий» пациент. Подозревает в пренебрежительном отношении к себе врачей и окружающих, боится стать неполноценным и оказаться обузой для близких. Из-за этого начинает избегать общения с родными и медперсоналом либо агрессивно реагирует и винит в своих бедах их всех.
10. «Вы все бессердечные. Я так страдаю!»
Это манипулятор, для которого болезнь – идеальное средство управления близкими. Он стремится максимально продемонстрировать свои страдания, требует исключительного внимания к себе в ущерб делам и интересам других. Убежден, что его случай самый тяжелый, ему хуже всех. Болезни и недомогания других вызывают у него раздражение, ведь его цель – привлечь к себе внимание любой ценой.
11. «Кругом враги»
Он уверен, что его болезнь – результат чьего-то злого умысла, поэтому крайне подозрительно относится к людям. Подслушивает разговоры врачей («Они за моей спиной обсуждают то, что мне никогда не скажут»), проверяет состав лекарств, расспрашивает о сути процедур. В случае ухудшения состояния обвиняет медиков («Так я и знал») или говорит о побочных действиях лекарств, их неэффективности и даже вреде («Хотят залечить до смерти»).
12. «Вы за это ответите!»
Крайне агрессивен, мрачен и зол, завидует здоровью врачей, родных, других пациентов. Постоянно требует внимания без учета интереса других, но никогда на этом не успокаивается, ведь его цель – «отомстить» другим за свои страдания: если плохо ему, то всем вокруг должно быть еще хуже.
Что делать?
Если ты или твои близкие относятся к 1 группе пациентов, у вас адекватное отношение к лечению. Главное, следить, чтобы работа и попытка сохранять оптимистичный настрой не стали помехой. А вот если ты обнаружила себя или родных во 2 или 3 группе, то необходимо:
Заручиться поддержкой – того, кто готов тебя водить за ручку к врачу и помогать не бросать начатое на полпути. Или того, кто сможет разделить с тобой все тяготы ухода за больным или хотя бы просто выслушает и помочь отвлечься.
Переключить внимание на что-то продуктивное: найти интересы помимо лечения и мотивацию быть здоровым. Занявшись чем-то новым и необычным, у человека просто не останется времени на «болезни».
Не поддаваться на провокации. Чаще всего приступ плохого настроения или попытку манипулировать тобой достаточно просто переждать.
Выстраивать границы и следовать плану. Общаясь с близким, который тобой манипулирует, составь четкую последовательность действий, не пытаясь решать все вопросы одновременно – оставляй время на себя и свои дела. Помни, что лучше уделять ему каждый день 20–30 минут (в одно и то же время суток), чем по целому дню раз в неделю. Так у него выработается привычка, а она в свою очередь создаст ощущение, что о нем помнят и заботятся. А любую беседу с ним строй по одному и тому же плану: не позволяй уходить в пространные рассуждения о горе-врачах и новой симптоматике – задавай последовательно определенные значимые вопросы и давай пару минут на ответы на них. Так ты создашь ощущение стабильности, спокойствия и быстрее погасишь любые эмоциональные игры и манипуляции.
Фото: New Africa /stock.adobe.com.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl