Личный опыт: я живу с биполярным расстройством II типа
Как живет и чувствует себя человек на разных фазах биполярного расстройства? Своей историей от первых симптомов до постановки диагноза и назначения лечения делится наша читательница. А психологи объясняют, чем отличаются эпизоды заболевания и какую роль в его лечении играет психотерапия.
«В какой-то момент я обнаружила себя на окне, оценивающей, умру ли я, упав с пятого этажа»
Ольга, 27 лет
Мне поставили диагноз только в этом году, но я с подросткового возраста знала, что со мной что-то не так. С 13 лет меня преследуют суицидальные мысли. Это не просто мысли, на которые можно не обращать внимания, и вызваны они не какими-то «объективными» причинами вроде расставания с парнем или ссорами с родителями. Нет, это будто часть меня, что-то в моей голове, что говорит мне, будто смерть — это выход и сладкая награда. Мне приходилось силой удерживать себя на краю платформы или крыши.
С самого детства я также очень бурно реагирую на происходящее со мной. Как будто мне становится физически больно от разных психологических факторов. Первый депрессивный эпизод случился в 9 классе — там были объективные триггеры, отправившие меня вглубь себя. Я царапала себе лицо, плакала каждый день. Ощущение было, что схожу с ума. Я умоляла родителей вызвать врача, психиатрическую помощь, но они думали, что я «привлекаю к себе внимание». Я уходила из дома и жила у бабушки.
Спустя восемь месяцев эпизод прекратился сам по себе… и за ним последовала гипомания
Это я сейчас уже термины все эти знаю, а тогда подумала, что мне стало лучше. Гипомания длилась тоже около восьми месяцев: у меня было очень много энергии, я ходила в театральный, придумала свой язык, организовывала движухи всякие, ездила на олимпиады. Из неприятного: попала в детскую комнату милиции, но все удалось уладить, потому что я была примерной и послушной девочкой-отличницей.
В университете было два депрессивных эпизода и один гипоманиакальный. Все остальное время называется ремиссией. В конце 2021 года у меня была легкая депрессия, которая в январе и феврале переключилась на гипоманию. Далее февральские события уронили меня в такое состояние, что я не могла встать с кровати и поесть, не могла ходить в душ и работать. В какой-то момент я обнаружила себя на окне, оценивающей, умру ли я, упав с пятого этажа. Поняла, что не умру, инвалидом не хотела остаться, а из дома выйти было тяжело.
Мой интернет-друг сказал пойти к врачу — я пошла к платному психиатру. Рассказала ему все (помогли личные дневники, которые я вела с 11 лет), а он поставил легкий эпизод депрессии и БАР-2 под вопросом. Потом БАР-2 подтвердили два других психиатра.
У биполярного расстройства есть три стадии: ремиссия, депрессия и гипомания
Они могут сменяться в любом порядке, могут проходить вообще без ремиссий. Промежутки — любой длины от двух недель. В ремиссии вы себя чувствуете как обычный человек, бывает плохо, бывает хорошо по какой-то причине. В депрессии вам плохо почти все время. Это не грусть, это отсутствие удовольствия: еда кажется картонной, аппетита нет, не видите смысла ни в умывании, ни в прогулках. Все дается тяжело, с частыми суицидальными мыслями и попытками себе навредить, чтобы хоть немного получить эндорфины.
В гипомании обратная ситуация: тебя штырит, как от наркотиков (схоже по описанию). Энергии через край, высыпаешься за три часа. Я ночью переводила стихи с иностранных языков — написала 200 страниц за 2 месяца. Кажется, что ты все знаешь и у тебя точно все получится, знаешь, как все в этом мире устроено. У кого-то еще повышается либидо, но не у меня — я слишком восхищалась своим великолепием, чтобы отвлекаться на других людей. Правда, концентрация внимания сильно страдает.
Если кратко, то на стадии гипомании в ваш мозг поступает живой эндорфин. Вы на нем кайфуете, тратя ресурсы организма, а потом наступает ломка — депрессия. Но в отличие от наркоманов, вы не можете выбирать — мозг сам решает, что с вами сделать сейчас, дать энергию или забрать.
Первый врач прописал мне только антидепрессант без нормотимика (стабилизатора настроения)
В рамках БАР так делать нельзя. У меня был переизбыток серотонина, и я начала наносить себе повреждения уже серьезнее, чем царапание лица. Я уехала в другой город за 1000 км, пошла к другим врачам, и только в августе мне подобрали подходящие медикаменты: антидепрессант и два нормотимика.
Я пью таблетки, алкоголь не употребляю, но для меня это не трагедия. Думаю, что выхожу в ремиссию — веду календарь настроений в телефоне, где можно увидеть, что все более-менее уравнивается. Я снова могу работать (я онлайн-репетитор) и получать от этого удовольствие. Пока не могу вернуться к хобби (раньше я лепила каждый день), но пробую новое. Так, научилась неплохо готовить.
Наверное, в глубине души родители знали, что со мной что-то не в порядке, но им было сложно, потому что они, наверное, винили себя. Я не выходила из дома месяца два, не хотела общаться. После посещения врача ко мне пришла мама, я ей все рассказала — она мне поверила. Но не все друзья воспринимают мой диагноз нормально.
Кто-то говорит, что таблетки — это наркотики, что они меняют личность, что надо просто «позитивно мыслить»
Я радуюсь за них, что они не чувствуют того же, но общаться больше не хочу. Зато у меня появилось много новых знакомых и друзей именно с диагнозами — они относятся ко мне с большим пониманием.
Предполагается, что, раз я почти вышла в ремиссию, принимать антидепрессант и нормотимики будет нужно еще три месяца, а потом постепенно снижать дозу антидепрессанта. Быть может, нормотимики буду принимать долго. А как только у меня будут симптомы изменения состояния (опять же, на календаре настроений), мне нужно будет идти к врачу. Вообще, это заболевание на всю жизнь, но могут быть довольно долгие ремиссии — у меня была целых 3 года. Если вовремя обращаться к врачу, то можно нормально себя чувствовать.
Не бойтесь идти к психиатру. Депрессия может сделать вам настолько плохо, что потом будет уже поздно что-то менять. Это такая же болезнь, как гастрит или ларингит, ничего стыдного и страшного в ней нет. Надо вовремя подобрать лекарства, и качество жизни значительно улучшится.