Юлли Улетова — о свежих находках из Помпей

N+1Наука

Ксения с пиццей, шесть монет, пять жертв

Юлли Улетова — о свежих находках из Помпей

Юлли Улетова

ab8a1dc6f1db03ddf9062f9e150b6a96.jpg
Начало раскопок в 10 квартале IX района. Parco archeologico di Pompei

Древнеримские Помпеи очень давно стали музеем под открытым небом, но исследования города практически никогда не останавливались. В конце ХХ века в Помпеях занимались реставрацией того, что уже было раскопано. А в ХХI-м археологи решились на масштабные раскопки — того, что уже было открыто, а потом вновь засыпано. Результаты этих исследований нам хорошо известны: в Доме Юпитера (теперь он называется Домом Ориона) обнаружили прекрасные мозаики и фрески, а также множество предметов, брошенных раскопщиками XIX века. На соседних улицах открыли замечательный ларарий и украшенный фресками термополий. Все эти открытия произошли в V районе, его раскопки уже завершены, и ученые теперь доделывают работу своих коллег из предыдущих столетий в соседних локациях. О свежих находках рассказывает Юлли Улетова, создатель телеграм-канала «Помпеи изнутри».

IX район

Например, недавно помпейские археологи начали работу в 10 квартале IX района. Цели те же, что и в V районе: заново вскрыть раскопки XIX века, укрепить грунт на их границах и описать все «забытое» их предшественниками.

Район IX — это центральный район Помпей. Раскопки здесь шли в конце XIX и в начале XX века. Теперь археологи вновь расчищают засыпанные тогда дома. Два из них, атриумного типа, были построены еще в самнитский, то есть доримский, период. А в I веке их перестроили — один в мастерские, второй в фуллонику (прачечную) и пекарню.

c3e172b4d0ffb33b016ded8456fd88c1.jpg
Результат раскопок за три месяца. Parco archeologico di Pompei

В помещениях вокруг пекарни есть интересные находки. Одна из комнат украшена фреской с изображением Аполлона и целомудренной нимфы Дафны, которая превратилась в лавровое дерево, чтобы скрыться от домогательств объятого страстью бога. В другой комнате сохранилась картина, на которой нарисован Посейдон со своей возлюбленной данаидой Амимоной. Здесь же сохранились следы сгоревшей в пожаре деревянной мебели.

3d51b4264bbd391e237b8f4ea3b1ebff.jpg
Одна из открытых в IX районе новых фресок. Parco archeologico di Pompei

Особое внимание обращает на себя фреска, расчищенная буквально на днях в атрии — большом высоком помещении в жилом доме, где обычно принимали и распределяли посетителей. Это натюрморт, на котором можно заметить блюдо, похожее на пиццу.

8227baa7272e464fb90ddd1457b23b05.jpg
Роспись стены атрия с натюрмортом. Parco archeologico di Pompei

В Древней Греции такие картины называли ксения (ξενῐ́ᾱ). Обычно их размещали в помещениях, доступных для гостей, потому что само слово «ксения» отсылает к античному понятию гостеприимства1. Древнеримский ученый и писатель Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» поясняет эту связь:

1В античной культуре покровителем странников был сам Зевс, нередко посещавший дома эллинов под личиной человека.

...когда греки жили роскошнее и были богаче, они устраивали для приезжих гостей столовые, спальни и кладовые со съестными припасами и в первый день приглашали их обедать, а в дальнейшем посылали им цыплят, яйца, овощи, плоды и прочие сельские припасы. Поэтому живописцы называют картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями. (Перевод Петровского Ф.А.).

c7fd4e7ce4e41e56e0f5dc2aad80061b.jpg
Картина-ксения на росписи стены атрия Parco archeologico di Pompei Parco archeologico di Pompei

«Пицца», которую мы видим на ксении из дома в 10 квартале IX района, на самом деле фокачча, panis focacius —

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении