Ксения с пиццей, шесть монет, пять жертв
Юлли Улетова — о свежих находках из Помпей
Древнеримские Помпеи очень давно стали музеем под открытым небом, но исследования города практически никогда не останавливались. В конце ХХ века в Помпеях занимались реставрацией того, что уже было раскопано. А в ХХI-м археологи решились на масштабные раскопки — того, что уже было открыто, а потом вновь засыпано. Результаты этих исследований нам хорошо известны: в Доме Юпитера (теперь он называется Домом Ориона) обнаружили прекрасные мозаики и фрески, а также множество предметов, брошенных раскопщиками XIX века. На соседних улицах открыли замечательный ларарий и украшенный фресками термополий. Все эти открытия произошли в V районе, его раскопки уже завершены, и ученые теперь доделывают работу своих коллег из предыдущих столетий в соседних локациях. О свежих находках рассказывает Юлли Улетова, создатель телеграм-канала «Помпеи изнутри».
IX район
Например, недавно помпейские археологи начали работу в 10 квартале IX района. Цели те же, что и в V районе: заново вскрыть раскопки XIX века, укрепить грунт на их границах и описать все «забытое» их предшественниками.
Район IX — это центральный район Помпей. Раскопки здесь шли в конце XIX и в начале XX века. Теперь археологи вновь расчищают засыпанные тогда дома. Два из них, атриумного типа, были построены еще в самнитский, то есть доримский, период. А в I веке их перестроили — один в мастерские, второй в фуллонику (прачечную) и пекарню.
В помещениях вокруг пекарни есть интересные находки. Одна из комнат украшена фреской с изображением Аполлона и целомудренной нимфы Дафны, которая превратилась в лавровое дерево, чтобы скрыться от домогательств объятого страстью бога. В другой комнате сохранилась картина, на которой нарисован Посейдон со своей возлюбленной данаидой Амимоной. Здесь же сохранились следы сгоревшей в пожаре деревянной мебели.
Особое внимание обращает на себя фреска, расчищенная буквально на днях в атрии — большом высоком помещении в жилом доме, где обычно принимали и распределяли посетителей. Это натюрморт, на котором можно заметить блюдо, похожее на пиццу.
В Древней Греции такие картины называли ксения (ξενῐ́ᾱ). Обычно их размещали в помещениях, доступных для гостей, потому что само слово «ксения» отсылает к античному понятию гостеприимства1. Древнеримский ученый и писатель Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» поясняет эту связь:
1В античной культуре покровителем странников был сам Зевс, нередко посещавший дома эллинов под личиной человека.
...когда греки жили роскошнее и были богаче, они устраивали для приезжих гостей столовые, спальни и кладовые со съестными припасами и в первый день приглашали их обедать, а в дальнейшем посылали им цыплят, яйца, овощи, плоды и прочие сельские припасы. Поэтому живописцы называют картины с изображениями того, что посылалось гостям, ксениями. (Перевод Петровского Ф.А.).
«Пицца», которую мы видим на ксении из дома в 10 квартале IX района, на самом деле фокачча, panis focacius —