На что похожа жизнь свободного человека и каким бывает детство в Репино
Журналист и драматург Сююмбике Давлет-Кильдеева — о радостях жизни на Финском заливе, особенно когда тебе от 8 до 18, а рядом бабушка, поля черники и дом творчества кинематографистов
Однажды Владимир Маяковский выиграл в лотерею 65 рублей и на эти деньги снял комнату в Куоккале — легендарном петербургско-финском курорте на берегу моря. Я тоже в некотором роде выиграла в лотерею и родилась в семье, которая имеет традицию проводить лето, а иногда даже и зиму на даче в Репино — так сегодня называется Куоккала.
Это мое самое любимое место на земле. Как и Илья Ефимович Репин, чьи знаменитые «Пенаты» я за 35 лет жизни не нашла времени посетить, я всегда предпочту Репино Италии — не знаю, почему. Северная романтика, умноженная на детские воспоминания, дает такую сильную привязанность, что никакие другие локации пока пошатнуть ее не смогли.
Я думаю, что просто обязана в этой жизни создать что-нибудь великое, потому что заряжена этим приморским бризом, как батарейка. Маяковский написал «Облако в штанах» на пляже, который сегодня называется «Чудный», и каждый год находится остроумец, который пририсовывает черточку к букве Ч, превращая ее в Н. В репинском доме творчества кинематографистов Андрей Тарковский вместе с Александром Мишарином написали сценарий «Зеркала» за две недели. Ленин так вообще выносил революцию, сидя на финской даче «Ваза».
Когда меня в детстве катали на финских санях по замерзшему заливу — было и такое местное развлечение, — всегда рассказывали о том, как Ленин пешком по льду пришел из Финляндии в Россию. С тех пор верю, что нет ничего невозможного.
В разное время мы снимали дачу в разных местах поселка. Как, например, Чуковский, — он начал на западе, за железной дорогой и постепенно, по мере нарастания благосостояния, спускался к морю. Я же, напротив, когда была совсем маленькой, застала дачу на самом берегу, а сегодня уже приезжаю к бабушке на легендарный холодный борщ в домик за станцией.