Содержание формы: как устроены отношения экипировщиков с клубами и сборными
Лето — это время, когда большинство футбольных клубов представляют новый дизайн своей формы и открывают сезон продаж новых коллекций. Forbes.Sport рассказывает, как устроен этот бизнес, кто больше всех зарабатывает на футболках и что отличало «Зенит» и «Спартак» от остальных российских клубов
Как работают производители формы?
Футбольные болельщики привыкли к логотипам экипировщиков на форме любимых команд: свуш, прыгающая пума, три полоски, силуэты двух фигур и прочие символы стали настолько неотъемлемой частью дизайна, что без них футболки кажутся неполными.
И уже мало кто помнит, что по сути своей логотип экипировщика — это такая же спонсорская активность, как и надписи или логотипы в центре футболок. Именно производители спортивной одежды и кроссовок – главные рекламодатели в мировом спорте, суммарно они каждый год выделяют командам со всего мира несколько миллиардов долларов.
Согласно данным портала Totalsportal, в прошлом сезоне 20 клубов АПЛ выручили 396,5 млн фунтов (около $520 млн) от контрактов с экипировщиками. И это без учета бонусов, которые прописываются за победы в еврокубках, чемпионства или в случае выхода в Лигу чемпионов.
Многим топ-клубам именно экипировщики приносят наибольшие доходы. Например, «Реал» у болельщиков часто ассоциируется с авиакомпанией Emirates, авиакомпания из ОАЭ стала партнером мадридцев в 2013 году. По данным Reuters, за сезон мадридцы по этому контракту получают около €70 млн. Однако контракт с экипировщиками из adidas у «Реала» намного жирнее.
В 2018 году «Реал» перезаключил сделку с немецкой компанией до 2028 года. Как сообщает Goal.com, всего клуб получит за десять лет гигантские €1,1 млрд (примерно $1,2 млрд). То есть, в среднем €110 млн в год – в 1,5 раза больше, чем клуб зарабатывает от Emirates.
Другие топ-команды тоже получают огромные деньги от производителей формы – «Барселона» зарабатывает от соглашения с Nike по €105 млн в год без учета бонусов, а «ПСЖ» – около €80 млн. Adidas с нового сезона будет платить «Манчестер Юнайтед» ежегодно по 75 млн фунтов (€87 млн), а холдинг City Football Group, куда входят «Манчестер Сити», «Жирона» и многие другие команды – по €76 млн в год.
Что получают экипировщики?
Экипировщики платят клубам за право использовать их бренды для изготовления и продажи атрибутики. Чем популярнее клуб и чем больше магазинов по всему миру у производителя, тем большим может быть и контракт. Привлечение суперзвезд позволит клубам и экипировщикам также продавать больше футболок.
К примеру, после перехода Лионеля Месси в «ПСЖ» парижане и Nike продали свыше 1 млн футболок. На данный момент нет информации о том, сколько «Интер Майами» и adidas смогли продать футболок аргентинца после его отъезда в MLS, но Marca ожидает, что будут поставлены новые рекорды.