«У меня здесь полный релакс». Герои «РБК Стиль» — о своей дачной жизни
Реставрация памятника архитектуры и дом, построенный с нуля, семейное гнездо и сад, разбитый своими руками, — мы попросили искусствоведа, художника и шеф-повара рассказать о своих дачах и загородной жизни


Изначально мы с мужем хотели построить себе загородный дом, дачу, и вовсе не планировали заниматься реставрацией памятника архитектуры XX века. Но мы оба любим все связанное с историей, долго смотрели на этот дом в Комарово, который в советские времена служил одним из корпусов пионерлагеря — а в наши дни находился в совершенно плачевном состоянии. Когда его выставили на торги, мы решили его купить. Желающих было немного: все понимают, что реставрация охраняемого государством памятника архитектуры — намного более затратная история, чем строительство дома с нуля. Но нас эти сложности не пугали, мы были уверены, что сделаем что-то очень красивое, сохраним этот памятник — и для людей, и для себя. Я регулярно пускаю сюда экскурсии, которые проводят местные экскурсоводы — по закону, если просят, я должна пускать. Безвозмездно, чтобы каждый желающий смог полюбоваться моей гордостью.

Восстановительные работы длились два с половиной года — и, как отметили специалисты, для такой грандиозной реставрации это достаточно быстрый срок. Двухэтажный дом с башней был в очень плохом состоянии — он наполовину сгнил, провалилась крыша. Его поднимали на домкратах, разбирали, меняли и «подлечивали» старые бревна. Если подняться на чердак, то можно увидеть ход реставрации: где-то часть бревна, относящаяся к 1906 году, а где-то — наращенная. Сотрудники КГИОПа контролировали каждый наш шаг, боялись, что мы внесем какие-то изменения. Поначалу мы действительно хотели модернизировать лестницу, нам не разрешили — но мы и не жалеем. Кроме того, на территории дачи запрещено возводить любые новые сооружения — даже от предполагавшейся беседки для обедов на свежем воздухе нам пришлось отказаться, заменив ее шатром.
Такого плана дома сложно реставрировать — в том числе из-за большого количества ручной работы и резной работы по дереву. Было задействовано множество умельцев — так, потолки в гостиной по уцелевшим эскизам расписал художник-реставратор из Эрмитажа; по архивным материалам привели в идеальное состояние сохранившиеся печи — трубы внутри собраны из современного кирпича, а весь верх мы перебрали, сохранив кирпич родной. Сегодня эти печи очень украшают дом.


Архитектором проекта выступил Владислав Валовень — большой любитель старины, классических интерьеров и деревянных домов. Он внес колоссальную лепту, и бригада, которую он выбрал, — большие умельцы по деревянным строениям. У нас с Владиславом сложился хороший тандем, мы прислушивались к советам друг друга. И, к примеру, когда я предлагала какие-то интересные решения — например, бордово-красный или васильково-синий цвет для стен — он шел навстречу и потом отмечал, как здорово получилось. Мы использовали для внутренней отделки разные, но подходящие друг другу цвета. В итоге дом получился, как шкатулка. Когда приходят гости, все отмечают: «Какие смелые решения, но как гармонично все смотрится».

Нельзя сказать, что во время реставрации было много ценных находок, но все же нам попались интересные вещи. Когда разбирали фундамент нашли бутылку и газеты. Также нашли потрясающую солонку финского производства — она теперь стоит на видном месте и служит украшением интерьера. Кроме того, на участке есть так называемый ледник. Раньше его использовали вместо холодильника — приносили льдины с финского залива и все лето хранили продукты. В нем мы обнаружили старинные раковины — раньше было принято украшать ледники различными предметами.
Этот дом настолько гармоничен, что каждое место в нем — любимое. Но все же больше всего времени я провожу в гостиной, она очень мне удобна — и для писательства, и для отдыха. Здесь меня окружают книги, антикварные и дорогие мне вещи, всевозможные мелочи и подарки от близких людей. Зачастую я просто брожу по дому, переходя из одного пространства в другое, созерцаю и наслаждаюсь той красотой, которую удалось здесь сделать и собрать.


У меня есть традиция привозить что-то из поездок и дарить даче. Часто захожу в антикварные магазины, покупаю что-то из посуды, бережно несу ее в дом — непременно озвучиваю, что это подарок, и нахожу для него место. Также продолжаю наполнять дом книгами — для них у меня всегда найдется место. Я собираю издания по архитектуре, искусству. Гости, зная это, часто приходят ко мне с книгами.