Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий
2022 год скорректировал инвестиционные ожидания edtech-проектов: по сравнению с прошлым годом мировой объем венчурных инвестиций сократился почти в два раза и составил $10,6 млрд против рекордных $20,8 млрд годом ранее. Сокращение венчурного финансирования — не единственный тренд изменений индустрии. Inc. разобрался на примере финалистов международной премии Bold, как меняется фокус образовательных технологий.
По итогам 2022 года европейский edtech-рынок оказался самым стабильным: в то время как глобальные венчурные инвестиции в edtech сократились на 49%, финансирование в Европе снизилось только на 28% — в разы меньше, чем в США, Китае и Индии. В России инвестиции в edtech-проекты после ковидного бума венчурного интереса 2020–2021 годов упали до 4 млрд руб., хотя в целом российский рынок показал неплохие результаты и за год вырос на 18%.
В Европе крупнейшей сделкой стал раунд австрийской компании GoStudent, которая привлекла $340 млн. На российском рынке в тройку попали покупка компанией «МТС» сервиса Webinar, инвестиции фонда ВЭБ.РФ в «Профилум» и раунд образовательного холдинга Ultimate Education.
Во время того как падает инвестиционный интерес, фокус внимания смещается в сторону гуманистической и социальной ценности образовательных проектов. На первый план выходит влияние на человека, улучшение качества жизни и прозрачность. Так, международная премия Bold, которая присуждается проектам в сфере цифровой индустрии, ориентируется не только на ценность проектов для рынка, но и на H-Factor — человекоцентричность.
Пример финалистов премии отражает изменения edtech-рынка в Европе и России. Все они — социально значимые компании, некоторые из которых закрыли в прошлом году инвестиционные раунды.
Young finance
Young Finance — проект итальянской экономико-политической газеты Il Sole 24 Ore. Это контент-платформа по обучению финансовой грамотности для подростков. Платформа состоит из серии видеороликов, учебника и школьного тура.