Крик души: о каких травмах может рассказать наш голос
Сказать о любви, выразить гнев, попросить о помощи — все это мы делаем с помощью голоса. Тогда почему, когда нужно кричать, мы тихо шепчем о боли, а если нужно заявить о себе перед публикой — голос предательски дрожит и выдает страх? О чем мы «звучим» другим людям?
В детском возрасте мы все звучим естественно и свободно. По мере взросления мы начинаем оценивать свои проявления по меркам «прилично/неприлично» и со временем учимся кричать «в себя», стиснув зубы, глотать слезы и сдерживать смех. Тогда мышцы голосового аппарата начинают зажиматься, нижняя челюсть напрягается и застывает, голос, сбиваясь с верного пути, выходит через нос или застревает в горле.
С голосом матери
Голос — это первое, с чем сталкивается ребенок, находясь еще в материнской утробе. Именно по интонациям матери ребенок делает выводы о том, что происходит «снаружи». Если мать спокойна, она звучит низко и расслабленно. Низкие вибрации голоса работают для ребенка как массаж — они успокаивают его и дают ощущение безопасности. Но если мать встревожена, напряжена, ее голос начинает звучать выше — тогда водная среда, в которой находится ребенок, не передает слабые вибрации высокого голоса, и малыш чувствует себя одиноко. Вот так и передается тревожность — не с молоком, а с голосом матери.
Отражаться в другом
Позже ребенок начинает воспринимать голос родителей не просто как вибрации, а как способ общения — через пронзительный плач он сообщает о боли, голоде или страхе, а через смех — выражает радость. Родители склоняются над ребенком и, как божества, либо дают ему то, что он просит, либо «наказывают», если он что-то сделал не так. На этом этапе родительский голос — непререкаемый авторитет, через него ребенок узнает, хороший он или плохой в данный момент, и формирует первые представления о себе самом, которые отпечатаются в бессознательном на всю жизнь.