«Треугольник печали»: как победитель Канн пытается поженить капитализм и гендер
1 декабря в прокат выходит один из самых интригующих фильмов года -- «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда, получившего «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Кинокритик Тамара Ходова рассуждает о том, как режиссер связывает гендер и экономические системы и почему его привычный ироничный стиль превратился в истошный крик.
Рубен Эстлунд сделал карьеру на пассивно-агрессивной сатире, разглядывающей под микроскопом вопросы власти, гендера и капиталистических отношений. С каждым новым фильмом его комментарии становятся все более прозрачными и злыми. При этом пропорционально со злостью и очевидностью растут вручаемые ему призы: его комедия «Форс-мажор» об отце, который трусливо покинул семью в самый критический момент, получила приз жюри конкурса «Особый взгляд» (второго по значимости после главного) Каннского фестиваля; обаятельная сатира на мир искусства «Квадрат» принесла шведу первую «Золотую пальмовую ветвь» в тех же Каннах в 2017 году; а в этом году его опус на тему красоты, отношений полов и капитализма «Треугольник печали» сделал Эстлунда обладателем двух «Пальмовых ветвей», что удавалось немногим.
Однако триумф режиссера в обоих случаях был немного приглушен — он попадал в программу в самые неудачные годы фестиваля. В 2017 году жюри под председательством Педро Альмодовара просто не из чего было выбирать — «Квадрат» оказался единственным приличным фильмом конкурса. В этом году французскому актеру Венсану Линдону не удалось привести свое жюри к общему знаменателю: победа «Треугольника печали» выглядела как откровенный компромисс. Но победителей не судят, а новому опусу Эстлунда удалось привлечь к себе внимание. Тем более, некоторые критики считают его чуть ли не самым шокирующим фильмом года. Что же там такого страшного?