Андрей Завадских
Сооснователь, СЕО и финансовый директор банка Точка
Сооснователь Точки Андрей Завадских поговорил с главным редактором «Правил жизни» Сергеем Минаевым о том, как молодеет сфера предпринимательства и какой бизнес нужно открывать, чтобы привлекать инвестиции.
Сергей Минаев: Банк Точка запустился в 2015 году и сразу назвался банком для предпринимателей. Банк для предпринимателей – что это тогда значило?
Андрей Завадских: До Точки был «Банк24. ru». У него забрали лицензию, и Точка – это в каком-то смысле его реинкарнация. Так что мы четко понимали, что хотим сделать, и сделали это в новом формате и с новыми акционерами. Единственное радикальное изменение было в том, что мы перешли на дистанционную модель и полностью отказались от офисов. Банк для юридических лиц мы начали делать примерно в одно время с «Тиньковым», но что нас с самого начала отличало от всех остальных и отличает до сих пор – это клиентоцентричность, такая тотальная замороченность на клиенте. На дистанционную digital-модель вслед за нами перешли многие, но вот этот наш подход «про клиента» очень тяжело скопировать.
Сергей: Как за эти семь лет изменился российский предприниматель малого и среднего бизнеса?
Андрей: Во-первых, стал моложе. Это видно по статистике, где-то 15% новых предпринимателей теперь – люди 18–25 лет. Семь лет назад таких было 5%. Вероятно, это причина, по которой в бизнесе стало больше идейности: для многих предпринимательство не столько способ заработать денег, сколько способ реализоваться.
Сергей: Как выглядит собирательный портрет вашего клиента?
Андрей: Опять же, если брать статистику, у нас много розницы, много оптовой торговли и мало производства. Это не то чтобы чисто наша специфика – скорее такой слепок всей российской экономики в настоящий момент.
Но есть и хорошие тенденции: вместе с молодыми людьми появляется больше IT, больше сервисных историй. Вообще, наша аудитория довольно специфичная – это, условно говоря, аудитория Facebook (запрещен в России. – «Правила жизни»). Думаю, если там написать: «Посоветуйте банк для предпринимателя», то две трети ответят: «Точка». Пассионарная аудитория, я бы так ее охарактеризовал.
Сергей: До февраля основными инструментами продвижения у малого и среднего бизнеса были запрещенные сейчас соцсети. А теперь? Как эти люди выстраивают коммуникацию с клиентом, а вы, соответственно, с ними?
Андрей: Продолжаем использовать все доступные каналы. Инструментов стало меньше, но если у тебя уже есть какая-то аудитория, реклама вторична. Можно работать на тех же самых площадках, но через лидеров мнений. Это если говорить о нас. Наши клиенты все-таки помельче, они другие инструменты используют. Например, аудитория двинулась в сторону «Авито» – именно как рекламной площадки, как средства продвижения продукта и поиска новых клиентов. В меньшей степени популярен Telegram – это больше нишевая история, там проще действовать через работу с конкретными каналами, которые авторитетны в той или иной конкретной сфере. Допустим, если бы я делал какие-то продукты для стоматологов, я бы, наверное, пошел в стоматологические каналы в Telegram.
Сергей: Каким бизнесом сейчас нужно заниматься, чтобы в тебя инвестировали?
Андрей: Есть общий ответ: идти туда, где есть достаточно большой рынок. На большом рынке можно, в принципе, стартовать с любым продуктом. Дальше уже другие факторы начинают работать – есть ли у тебя какая-то технология, отличаешься ли ты от конкурентов. Но заметный игрок на большом рынке в любом случае привлечет инвестиции, я думаю, даже сейчас. Да, рынок сжимается, но тем не менее на достойную команду всегда найдется покупатель. Я искренне так считаю.
Сергей: Я видел ваш проект «Точка Pitch Day», где вы инвестируете в малый бизнес. Что это в основном за проекты и сколько заявок вы обрабатываете?
Андрей: Тут есть интересная специфика. Когда делаешь подобные проекты, важно задать тему, причем выбрать для этого ту сферу, которая тебе самому интересна. Сейчас, например, у нас есть «Акселератор», который мы проводим вместе с ОЭЗ «Иннополис». Это посложнее, чем Pitch Day, но принцип тот же. Сегодня у нас в фокусе ed-tech, HR-tech, трансграничная B2B-торговля. Мир поляризуется, логистика усложняется. Проблем довольно много, поэтому решения, которые позволяют закрывать эти задачи, актуальны.