Крем от обморожения и домашние грядки в -50°: как вечная мерзлота вдохновляет предпринимательниц из Якутии
Крем от обморожения, гаджет для выращивания зелени на дому (когда на улице -50°), напитки из северных трав и ягод — рассказываем, как предпринимательницы из Якутии получают миллионные инвестиции и продают свои продукты в Норвегию и США
Якутия — это не только алмазы, но и проекты малого бизнеса, причем нередко вдохновленные местным климатом. В регионе существует инфраструктура поддержки предпринимателей и инноваций — например, технопарк «Якутия» и акселератор «Б8». Предпринимательницы, запустившие в них свои стартапы, рассказали Forbes Woman, как придумывали и выводили на рынок крем из арктических насекомых, напитки из трав, ягод и хвои, «зеленые» гаджеты и книги с «оживающими» картинками.
Наталья Ли: крем из арктических насекомых
«В Якутии очень холодный климат, и риск локальных обморожений кожи крайне высок. Когда я была маленькой, нас мамы укутывали в теплые шали так, что только щелочки глаз оставались открытыми», — вспоминает создательница крема от обморожения Наталья Ли. Свою жизнь она посвятила науке — исследовала феномен холодоустойчивости арктических насекомых. «Наш регион очень холодный, а арктические насекомые производят эффективные природные криопротекторы — вещества, которые защищают их от обморожения. Эти вещества могли бы пригодиться людям в самых разных сферах жизни», — рассказывает Наталья. Идея создания средства для защиты кожи от обморожения возникла у Натальи как раз в период научной деятельности. Работа над ним требовала много времени — оно появилось после того, как Наталья защитила докторскую диссертацию.
Практически сразу инициатива Натальи получила поддержку. Технопарк «Якутия» пригласил Ли участвовать в стартап-туре от «Сколково», который тогда проходил в регионе. Победа в треке позволила предпринимательнице и ее команде стать резидентами технопарка и не только основать компанию «Криопротект», но и привлечь 7 млн рублей инвестиций. Эти средства пошли на разработку рецептуры, проведение испытаний, организацию серийного выпуска и маркетинг.
«Это позволило нам в 2017 году создать прототип средства и провести его испытания на 72 добровольцах из Якутска, Оленька и Оймякона», — делится Наталья Ли. В 2020 году продукт прошел испытания в Российском сертификационном центре, где подтвердили его безопасность. В Якутии крем уже продается в тестовом режиме. Для пробной партии удалось произвести 400 единиц продукта — такой небольшой объем связан с ограниченным доступом к рабочим местам во время пандемии. Пандемия влияет и на спрос: «Люди стали мало выходить на улицу, реже путешествуют и меньше занимаются активными видами отдыха», — рассказывает Наталья.
Всего в месяц компания, по словам основательницы, может производить до 1000 единиц. Позже крем должен появиться и на других рынках России. Средняя цена одной упаковки крема составляет 210 рублей. Доходность бренда Ли пока оценить не может, поскольку продажи крема стартовали недавно и идут в тестовом режиме. Опыт продаж первой партии показывает, что реклама увеличивает спрос на продукт в 3 раза. Поэтому в 2021 году «Криопротект» хочет направить на рекламу около 1 млн рублей. Для этого компания будет добиваться микрогранта от «Сколково».
Цель компании и самого продукта — не только помочь людям в защите кожи, но и популяризировать зимний образ жизни в Якутии, сделав его безопаснее. «Мы конкурируем с традиционными для нашего региона средствами защиты от холода — шарфами, балаклавами, зимними кремами и даже медвежьим и гусиным жиром, — говорит Наталья Ли. — Мы бы хотели, чтобы человек привык использовать инновационные средства защиты, созданные по новым технологиям, которые просты и удобны в использовании и в то же время позволяют поддерживать привлекательность внешнего вида даже в лютый мороз». Предпринимательница уверена: использование таких продуктов не только поднимет потребительскую культуру на новый уровень, но и позволит людям получать удовлетворение от использования качественных продуктов, созданных в их родном регионе.
Людмила Попова: система Hompla для выращивания зелени дома
Людмиле Поповой и ее коллегам повезло: проект был запущен на пике интереса к новым идеям, технологиям и разработкам. «Получилось так, что не мы нашли технопарк, а технопарк «Якутия» нашел нас и предложил стать его резидентами. Мы в то время уже выращивали свежую продукцию в гараже и продавали ее круглый год. Как раз туда приезжал нынешний министр инноваций Якутии Анатолий Семенов, который в то время занимал должность директора технопарка. Необходимо было снизить себестоимость производства, а это требовало новых разработок, этим вопросом мы дальше и занимались», — вспоминает Попова.
В технопарке из сотрудников «Якутии» и Hompla собралась группа «брейнстормеров». Было решено изменить продукт и перейти к разработке кухонного гаджета, который мог бы стать такой же частью повседневности, как духовка и холодильник. Во время пандемии он особенно актуален, считает Людмила Попова: «гречкой или сахаром можно запастись, а вот зелень долго не хранится и требует чуть ли не стерилизации перед употреблением. Куда проще вырастить ее дома, получить удовольствие от процесса и быть уверенным в качестве продукта». Уже в статусе резидента Людмила Попова вместе с коллегами подала заявку в фонд «Сколково». Ее одобрили, и это дало возможность приступить к созданию самого устройства.
Первоначальные вложения в бизнес составили $130 000, которые пошли на НИОКР и патентование собственных разработок в РФ и США. Далее были привлечены $140 000 от Фонда содействия развитию малых форм предприятий и фонда «Сколково» на разработку программного обеспечения, промышленный дизайн и прототипирование. В прошлом году команда прошла акселерационную программу «Б8» и получила финансирование на развитие продукта.
Hompla (от англ. home plant system) — это IoT-гаджет с мобильным приложением на IOS и Android на облачной платформе. Все процессы выращивания автоматизированы, потребителю необходимо только установить в лоток высевной картридж с семенами и нутриентами — Hompla запустит нужную программу полива и освещения. В систему встроены светодиодные светильники собственной разработки, на 92% соответствующие солнечному спектру, которые позволяют выращивать любые растения и потребляют в три раза меньше электроэнергии, чем обычные фитолампы с аналогичными возможностями. В цифровой ферме предусмотрена возможность установки веб-камеры для того, чтобы пользователь при желании мог удаленно наблюдать за ростом растений, делать видео и делиться им со своими друзьями в сети.