«Эволюция красоты»
Популярное понимание эволюции часто сводится к тому, что естественный отбор проходят те, кто хорошо выживает: силен, вынослив, крепок здоровьем. И половой отбор просто часть этого механизма — красив тот, кто здоров, крепок и может эффективно это продемонстрировать. Однако профессор орнитологии в Йельском университете Ричард Прам уверен, что красота не так прямолинейна. В книге «Эволюция красоты. Как дарвиновская теория полового отбора объясняет животный мир — и нас самих» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Анной Васильевой, он разбирает, как работает половой отбор у птиц и людей, в чем выражается привлекательность и как она иногда оказывается неэффективной с точки зрения банального выживания. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным случаю изменениям строения костей крыльев красношапочных корольковых манакинов, которые затрудняют полет, но позволяют генерировать красивый звук для привлечения партнера.
Эстетические инновации красношапочного королькового манакина создают огромную проблему для концепции адаптивного полового отбора. Можно предположить, что пение крыльями у этого вида манакинов каким-то образом коррелирует с изменчивостью качества самцов; но ведь и вокальное пение птиц тоже, предположительно, отражает это качество. И если вокализация уже служит мощным индикатором качества, то зачем какому-либо виду отказываться от весьма совершенного, честного индикатора ради абсолютно нового, непроверенного в эволюционном плане метода генерации звука? Объяснения с точки зрения адаптивного полового отбора часто слегка напоминают знаменитые сказки Редьярда Киплинга, в которых рассказывается, как разные животные приобрели свои особенные признаки, такие как шея жирафа, хобот слона или пятна леопарда, в результате тех или иных нелепых событий и недоразумений. Однако в случае красношапочного королькового манакина любая подобная «сказка» о приобретении птицами вокализации или пения крыльями неизбежно вызовет интеллектуальный конфликт: она никак не может быть полностью достоверной.
С другой стороны, в дело мог вступить механизм «красоты просто так», когда произвольные брачные демонстрации и предпочтения эволюционируют совместно в отсутствие естественного отбора. Согласно этой гипотезе стридуляционное пение красношапочного королькового манакина представляет собой всего лишь еще одно очаровательное и неожиданное явление, порожденное удивительной эстетической радиацией манакинов.
Если исходить из гипотезы «красоты просто так», то признаки, имеющие отношение к брачным демонстрациям, не должны в обязательном порядке способствовать выживанию — напротив, их приобретение может оказаться довольно затратным для обладающих ими особей. Если рассуждать логически, то каждое брачное украшение должно эволюционировать в равновесии между преимуществами в половом отборе, которое оно дает, и его ценой для выживания, при этом равновесие может достигаться далеко от точки оптимума, предусмотренной естественным отбором только для выживания и плодовитости самцов. Преимущества в привлечении половых партнеров могут перевешивать преимущества адаптивности, способствующей выживанию. Иначе говоря, красивый, беспечный и рисковый, умерший молодым актер и гонщик Джеймс Дин имел шансы оставить значительно больше потомков, чем спокойный и рассудительный библиотекарь, благополучно доживший до восьмидесяти.