Итоги года: лучшая научная фантастика 2021
Каждый год развивается наука, понемногу раздвигая пределы возможного. И каждый год развивается жанр фантастики, а писатели создают новые яркие образы будущего, которое может ожидать человечество. Часть книг ловят волну новейших технологий и исследований, тогда как другие ищут вдохновение в классике жанра. Но, так или иначе, этот год подходит к концу, а значит, пора вспомнить интересные фантастические книги, которые он нам принес.
«Память, что зовется империей», Аркади Мартин
Аркади Мартин писала свой дебютный роман, вдохновляясь культурой Византийской империи, которую изучала долгие годы. Космическая Империя Тейкскалаана унаследовала от Византии придворные поэтические конкурсы (и в целом внимательное и бережное отношение к изящной словесности), а также непробиваемую уверенность в том, что именно она — маяк цивилизации среди процветающего варварства. Впрочем, писательница подчеркивает, что одной из основных тем романа стали тенденции империализма в целом, и Византия не была для Мартин единственным прообразом космической империи будущего.
Сюжет романа повествует о после небольшой независимой шахтерской станции. Это довольно молодая девушка по имени Махит Дзмаре, которая влюблена в культуру Тейкскалаана, но насладиться назначением мешают сразу несколько вещей. Во-первых, судя по всему, предыдущий посол был убит. Во-вторых, у шахтеров есть традиция передачи памяти, навыков и отчасти личностей внутри отдельных профессий посредством аппаратов имаго. И у Махит в сознание «подселен» предыдущий посол, но сильно устаревшая версия. Кроме того, времени на адаптацию у нее было меньше, чем нужно, и что угодно может пойти не так.
Мартин не пытается поразить читателя необычными идеями, зато в ее книге великолепно проработано множество деталей погружения в чужую культуру, и Тейкскаалан оживает на глазах, завораживая и ужасая.
«Сетевой эффект», Марта Уэллс
Роман Марты Уэллс продолжает цикл приключений андроида-интроверта Киллербота, который начался с четырех повестей. «Сетевой эффект» собрал в этом году настоящий «Большой шлем» фантастических премий, завоевав «Хьюго», «Локус» и «Небьюлу». Здесь писательница объединила все самые любопытные идеи из прошлых историй, а также дала некоторым из них развитие, результат которого, впрочем, только впереди. В целом роман можно читать без знакомства с повестями, но все же лучше история и герой раскрываются, если начать со сборников «Отказ всех систем» и «Стратегия».
Итак, знакомьтесь — Киллербот. Ворчливый андроид-автостраж, бывшая собственность корпораций, который взломал свой модуль контроля и собирался смотреть сериалы, но почему-то все время участвует в различных переделках, спасает своих знакомых или расследует преступления. Повествование ведется от первого лица, так что читатели будут в курсе каждого язвительного комментария Киллербота, не сказанного вслух. Чувство юмора и писательницы, и у персонажа отличное. Но изюминка в том, что Киллербот всегда четко разграничивал себя и людей, и подчеркнуто недолюбливал последних. Вроде бы даже тех, ради кого готов добровольно рискнуть жизнью. Но в этот раз ему, наконец, не удастся ускользнуть от кризиса самопознания. Так ли, в конечном итоге,