Конец света в отдельно взятой семье
Как выйти из зоны недоверия и вернуть теплые отношения с близкими
У нашей семьи вроде все нормально, и одновременно наша жизнь — театр абсурда! — сказала женщина. — Вы нам поможете?
— Попытаюсь, — осторожно ответила я. — Расскажите сначала, что у вас происходит.
— У нас полная семья: мама, папа и двое детей. Дочери Серафиме 14 лет, сыну Богдану 12. Пока дети были маленькие, очень много помогала моя мама — она живет в трех домах от нас. Сейчас дети стали более самостоятельными, но все равно часто заходят к ней после школы. Родители мужа живут далеко, иногда мы отправляли к ним детей на лето. Мы с мужем оба работаем, зарабатываем достаточно — без роскоши, но на все хватает. У нас трехкомнатная квартира. Дети живут в самой большой комнате. Она поделена на две зоны: у каждого есть своя кровать, стол, шкаф, полки, компьютер. Вторая комната — наша с мужем спальня, третья — гостиная. Серафима с пятого класса учится в гимназии. Она сама туда поступила и сейчас учится почти на отлично. Берет она не столько талантом, сколько усидчивостью и высокой концентрацией. Никогда не ляжет спать, если что-то существенное не сделано. При этом не зубрилка — умеет отличать существенное от несущественного. Богдан остался учиться в дворовой школе, о гимназии речь никогда даже не заходила, но он давно и достаточно успешно занимается футболом. У него четыре тренировки в неделю, каждая почти по четыре часа. Учится он неважно, но все двойки в конце концов исправляет. В школе первая учительница жаловалась на его подвижность и невнимательность («сам не слушает и другим мешает»), но сейчас эти жалобы почти сошли на нет, мы думаем, что футбол тут очень помог.
— Да, действительно — все нормально, — с удовольствием признала я. В силу специфики моей работы мне нравится иногда слушать про «нормальность», это оказывает психотерапевтическое воздействие на меня саму. — А теперь расскажите про «театр абсурда».
— Мы все постоянно и очень обидно ругаемся между собой. В нашей вполне благополучной на первый взгляд жизни совсем нет мира, тепла, любви и красоты, — горько констатировала женщина. — И мы совершенно не понимаем, почему так получается.
— Ой! — после ее рассказа такого я не ожидала. — Расскажите подробнее. Мне нужно понять, о чем идет речь.
— Это несложно. Наши дети ненавидят друг друга. Порой они прямо так и говорят. Богдан обзывает сестру ботаничкой, выслуживающейся перед учителями за пятерки, а она его — тупым дебилом, у которого вместо головы футбольный мяч. Муж постоянно за что-то выговаривает мне, а я — ему. Речь обычно идет о мелочах: «Неужели трудно убрать за собой тарелку?» — «В чем смысл, если я свою тарелку уберу, а две тарелки твоих спиногрызов останутся на столе?» — «Это и твои спиногрызы тоже». — «Да, но я с самого начала предупреждал тебя и твою мать о том, к чему приведут ваши воспитательные усилия». — «Моя мать нам помогала, а твои родители приезжают к нам раз в год и в основном сидят дома перед телевизором». — «Что-то я не замечал, чтобы твоя мать, да и ты тоже бегали по музеям».
Вот где-то так. Что бы я ни делала, я никогда не могу никому угодить. Надо честно признать, что и сама я тоже редко бываю кем-то из них довольна. У дочери на все: «Мама, у меня уроки!», у сына: «Мама, у меня тренировка!» Муж по дому все умеет, но его не допросишься, а если и сделает, то как будто в порядке одолжения, словно сам в этой квартире не живет. И еще что-нибудь обязательно оставит недоделанным. Я готовлю на всех. При этом: «Котлеты что-то суховаты», «Мам, а сырного соуса у нас снова нет? Ты же знаешь, что я без него не ем…», «Опять этот суп?»
— Скажите, а вы женились по любви?
— Да, в том-то и дело!
— А сейчас? Вот это постоянное раздражение друг другом… У вас кто-то был, есть на стороне? Может быть, у мужа?