«Концепция боулинга с пивом и дешёвыми снеками больше не работает»: как устроен боулинг-ресторан Brooklyn Bowl
Рассказывает Артём Рахмеев о бизнесе с выручкой 80 млн рублей в год.
Тюменец Артём Рахмеев с 19 лет занимается предпринимательством — сначала занимался мерчендайзингом, потом торговлей снаряжения для катания на сноуборде. В 2016 году вместе с инвесторами он открыл боулинг-ресторан Brooklyn Bowl.
У заведения два филиала в Тюмени, общие вложения в них составили более 100 млн рублей. В 2022 году предприниматель планирует открыть ещё два боулинг-ресторана. Он рассказал, почему запустил боулинг, как просчитался с вложениями на 25 млн рублей и почему боулинг в старом формате не могут привлекать гостей.
Жизнь до боулинга
В 19 лет Рахмеев зарегистрировал ИП и занялся мерчандайзигом на аутсорсе для компании, которая торговала коньяком. Потом он увлёкся катанием на сноуборде и стал перепродавать б/у снаряжение — он арендовал помещение и свозил туда всё, что находил на «Авито» и у знакомых. Когда бизнес стал приносить стабильный доход, Рахмеев перешёл на торговлю новым оборудованием.
Магазин работал несколько лет — до 2015 года, пока не случился экономический кризис и курс валюты не вырос в два раза. Рахмеев заказывал снаряжение у официального дистрибьютора в России и платил ему в евро, после роста курса это стало не выгодно.
Из-за курсовой разницы у меня был убыток 4,5 млн рублей. Цена на снаряжение выросла. Я подумал, что сноуборды по двойной цене никому не нужны, поэтому закрыл магазин. Артём Рахмеев
С 2010 года он работал на заводе по производству акриловых ванн. Начинал как операционист отдела продаж и за шесть лет стал руководителем департамента оптовых продаж.
На заводе он узнал, что такое счёт-фактура и накладная, как выставляются акты выполненных работ, счета и подобное, говорит предприниматель. В то время он вместе с директором предприятия Вадимом Коряковым проводил среди ключевых клиентов — оптовых покупателей ванн — турниры по боулингу.
Мы периодически рассуждали, почему боулинг-центры плохо обустроены: тебя встречает недовольный охранник, администратор выдаёт вонючие тапки, на дорожках старые шары, а из еды только снеки. Мы подумали, что круто было бы открыть место, в котором всё будет иначе. Артём Рахмеев
В 2015 году Рахмеев уволился с работы и закрыл магазин. Тогда же он вспомнил об идее открыть боулинг и обсудил её с Коряковым — партнёры решили открыть собственное заведение.
Первым делом начали искать помещение. Им приглянулся строящийся ТЦ — «Тюмень Сити Молл» c большой площадкой, где планировалось открытие роллердрома. По словам Рахмеева, управляющая компания торгового центра сомневалась, что боулинг может привлекать достаточно людей.
Он провёл опрос жителей района «Что вы хотите видеть в ТЦ?», и боулинг оказался на втором месте. Когда предприниматель презентовал идею руководству ТЦ, оно согласилось отдать площадку под боулинг. Они заключили договор на аренду помещения на 2300 м².
Подготовка к запуску
Поскольку партнёры сняли помещение в строящемся ТЦ, у них было достаточно времени, чтобы спланировать открытие. Они договорились, что Рахмеев возьмёт основную работу на себя, а Коряков будет только инвестировать и участвовать в принятии стратегических решений.
Предприниматель начал изучать боулинг-центры в других регионах. Так он нашёл в Москве «Самокат» и написал его управляющему, что открывает боулинг в Тюмени и хочет на стажировку. Сначала они созвонились, чтобы познакомиться, а потом Артём поехал в Москву.
Неделю Рахмеев работал в «Самокате»: смотрел, как устроены процессы изнутри, и общался с управляющим заведения. В первую очередь его интересовали суммы: вложения, выручка, ежемесячные, еженедельные и ежедневные расходы.
Пока Рахмеев находился в столице, он обошёл московские боулинги как посетитель и, проанализировав их, понял, что большинство продаёт только пиво и снеки.
Я размышлял так: гость придёт в обычный боулинг в лучшем случае один раз в полгода. А чтобы привлекать гостей чаще, нужно им показать, что в боулинге можно круто проводить время. У людей это часто ассоциируется с едой. Значит, боулинг надо совместить с рестораном. Так появилась концепция боулинг-ресторана. Затем мы добавили еще концертную часть и придумали слоган «Кегли, кухня, рок-н-ролл». Артём Рахмеев
Параллельно он смотрел, какие концепции есть в других странах. Он нашёл две интересные для себя концепции из США: Bowlero и Brooklyn Bowl — Рахмеев говорит, что они придумали название своего заведения раньше и они случайно совпали.
В них боулинг совмещён с рестораном и концертной площадкой и много внимания уделяется атмосфере: интерьеру, освещению и музыке.
- Развлекательные — стендап, живая музыка, вечеринки, а также детские мастер-классы и мероприятия с аниматорами. Часто они бесплатные, но зато привлекают в заведение людей и мотивируют остаться дольше. Благодаря этому повышается средний чек.
- Спортивные — турниры по боулингу. Они помогают в продвижении заведения среди спортсменов.
Вдохновившись зарубежным опытом, предприниматель решил построить сцену, открытый бар и добавить вечерние мероприятия: живую музыку, стендапы и вечеринки. Такая концепция соединяет в себе боулинг, ресторан и концертную площадку, а значит, будет востребована разными целевыми аудиториями.
Когда определились с концепцией, Рахмеев стал писать бизнес-план. Выходило, что на ремонт и запуск боулинга нужно 25 млн рублей. Он не вкладывал свои деньги.