Что такое сверхбыстрая мода и чем она опасна
На фоне популярности китайского онлайн-ретейлера Shein, на сайте которого ежедневно появляется от 1 до 6 тыс. новых наименований, в мире заговорили о феномене ultra fast fashion. Рассказываем о сверхбыстрой моде подробнее
Сообщая об открытии первых магазинов Express и Zara в Нью-Йорке в 1989 году, The New YorkTimes писала: «У одного магазина искусственный французский акцент, а у другого — настоящий испанский, но оба говорят на одном языке моды. Это язык, понятный молодым модникам с ограниченным бюджетом, которые тем не менее меняют одежду так же часто, как цвет помады». В этой статье впервые появляется термин fast fashion («быстрая мода»), обозначающий темпы производства, когда «между идеей и ее попаданием на полки магазинов проходит 15 дней». Идеи Zara и Express, а вместе с ними и другие гиганты масс-маркета — H&M, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear, Topshop и United Colors of Benetton — черпают с подиумов, фактически открывая доступ к модным трендам широкому кругу людей, причем задолго до наступления актуального сезона.
Доступность и оперативность — два основополагающих критерия fast fashion, в то время как качество продукта и условия, в которых он был создан, отходят на второй план. По крайней мере, так было до того, как бренды разрослись до таких масштабов, что вопросов об экологичности и прозрачности их производственного цикла было уже не избежать (отсюда, например, запуск премиальных линий с высоким качеством исполнения изделий Zara Atelier и H&M Premium Selection и эколиний Zara Join Life и H&M Conscious Exclusive).
В октябре 2020 года спикер Reuters, эксперт по инвестициям Джордж Янг, предрек смерть Zara от рук «быстрой моды 2.0». Ее локомотивом стал китайский онлайн-ретейлер Shein, который по количественным показателям значительно опережает любой масс-маркет: к примеру, в сентябре 2020-го его приложение для покупок скачали 10,3 млн раз, в то время как у H&M было 2,5 млн скачиваний, а у Zara — 2 млн. Причина такой популярности, которая с каждым годом продолжает расти (в 2022 году по количеству скачиваний приложения Shein обогнал Amazon Shopping — 13,8 млн против 13,2 млн), заключается в большей скорости и разнообразии ассортимента: если у Zara от идеи до реализации проходит три недели (более реалистичный срок, чем называла The New York Times), то у Shein это занимает не больше десяти дней, если Zara выпускает 35 тыс. дизайнов в год, то у Shein эта цифра достигает 1,3 млн. Иными словами, у китайского ретейлера можно найти абсолютно любую вещь, причем в пару раз дешевле, чем у испанского: средняя цена товара составляет $7,9 (500 руб.), благодаря чему, судя по обзорам на YouTube, одежду можно скупать мешками.
Маркетинг
К слову, видеоплатформы и стали катализатором успеха компании, к которому она шла с момента своего основания в 2008 году. Правда, речь больше не о YouTube, а о TikTok: на площадке особенно популярны видео с переодеваниями, а для их создания нужно много одежды — желательно дешевой и необязательно качественной, главное, чтобы она хорошо смотрелась в кадре. На карантине съемка таких видео стала практически единственным развлечением для молодого поколения, поэтому количество заказов на сайте Shein выросло в разы.
Почему именно Shein, если в сегменте сверхбыстрой моды есть и другие игроки? Дело не только в том, что они более медленные (американский ретейлер Fashion Nova выпускает «всего» 1 тыс. новых наименований в неделю, а британский Missguided — и вовсе 150), но и в технологическом преимуществе китайцев. У Shein есть запатентованная система по анализу поисковых запросов пользователей, которая позволяет молниеносно на них реагировать.