Не ной
Почему российские тренеры до сих пор работают по советской модели, а Европа стремится к гуманизму в спорте.
Тренерские методики в России одни из самых жестких в мире. Многие спортсмены уже в 18 лет заканчивают карьеру — часто с психологическими травмами на всю жизнь. Forbes Life вместе с экспертами попытался разобраться, можно ли добиться результатов другими способами.
В начале февраля этого года мир взорвала история российской фигуристки Камилы Валиевой. Ей 15 лет, и она выдающийся талант. Валиева помогла российской команде выиграть золото Олимпийских игр 2022 года в Пекине в командном турнире, а спустя пару дней выяснилось, что в ее пробе обнаружен запрещенный препарат триметазидин.
В результате судебного разбирательства Олимпийский комитет России все-таки отстоял право Валиевой соревноваться в личном зачете. Хотя условия, в которых она выходила на лед, были тяжелейшими — на грани с буллингом. «Ее не должно быть на олимпийском льду, — написала в Twitter американская фигуристка Эшли Вагнер. — Это пощечина всем чистым спортсменам во всех видах спорта, как и всем женщинам, с которыми она соревнуется сегодня».
Неудивительно, что 15-летняя девочка с давлением не справилась. Валиева крайне неудачно исполнила произвольную программу и осталась на итоговом четвертом месте. С олимпийского льда она уходила в слезах. Но ее тренер Этери Тутберидзе была настроена довольно жестко. «Ну что ты так отпустила-то все? — слова Тутберидзе, обращенные к плачущей Камиле, только что простившейся с мечтой всей жизни. — Что ты вообще перестала бороться? Ну объясни, ты где-то после акселя вообще отпустила».
Этери Тутберидзе — самый влиятельный тренер в российском фигурном катании. За победу на Олимпийских играх боролись сразу три ее ученицы. Тутберидзе и раньше упрекали в излишней жесткости, если не жестокости по отношению к спортсменкам. Но в случае с Валиевой не смог остаться в стороне даже президент Международного олимпийского комитета Томас Бах.
«Я видел, как Камилу холодно встречали самые близкие люди, — сказал Бах на следующий день на пресс-конференции. — Прошли мурашки по коже, мне было даже смотреть холодно. Вместо того чтобы приободрить, попытаться помочь ей, вокруг нее была атмосфера холода».
Это уникальный прецедент: главный спортивный чиновник мира удивляется, как российский тренер обращается с ребенком. Обычно предельно политкорректный Бах всегда воздерживался от того, чтобы переходить на личности, если только речь не шла о прямых нарушениях правил. Но теперь то, что раньше считалось скрытым от посторонних глаз закулисьем российской тренерской школы, вышло наружу. И стало очевидно: что допустимо и даже считается нормой в России, не кажется таковым остальному миру.
В чем же отличия российской тренерской школы? Это уникальная система, неизбежно ведущая к спортивным победам, или конвейер, ломающий детские судьбы? Что мы унаследовали от Советского Союза, а что придумали сами и почему в Европе все работает по-другому?
Тоталитарный спорт
Успешность советской тренерской школы на самом деле скорее миф, чем правда. Хотя бы потому, что самые медалеемкие для нас виды спорта, где Россия доминирует, — художественная гимнастика и синхронное плавание — появились в программе Олимпиад только в 1984 году. А советские спортсменки из-за бойкота Игр в Лос-Анджелесе получили возможность соревноваться на олимпийских аренах только в 1988 году, на излете СССР. Все главные успехи здесь приходятся именно на российский период.
В фигурном катании ситуация иная, этот вид в программе зимних Игр с самого их старта в 1908 году. Но абсолютно все медали в женском одиночном катании — главной гордости страны на сегодняшний день — были завоеваны после 2002 года, уже за Россию. То же самое относится и к мужскому одиночному катанию (с поправкой на победу Виктора Петренко в 1992 году за Объединенную команду стран СНГ). Советские фигуристы побеждали исключительно в парном катании и танцах на льду.
О советской тренерской школе с ностальгией говорят в двух видах спорта — футболе и хоккее. Именно там советские спортсмены были максимально успешны, даже по сравнению с российским периодом. Хоккейная сборная СССР всего дважды за всю историю возвращалась с Олимпиады без золота. Футболисты дважды выигрывали Игры, а в 1960 году стали чемпионами Европы. Но, скорее всего, дело тут не столько в особом подходе тренеров, сколько в эффективности самой системы, выстроенной в СССР. Вот ее основы:
- полностью государственное финансирование спорта, начиная от детского и заканчивая профессиональным;
- централизация лучших игроков в нескольких клубах, финансируемых госструктурами: ЦСКА, «Динамо»;
- абсолютный приоритет сборной команды над клубными.
Звезд советского тренерского цеха — Валерия Лобановского (футбол), Анатолия Тарасова (хоккей), Владимира Кондрашина (баскетбол) — объединяет тоталитарный подход. Тренер — главный человек в команде, его слово — закон, его мнение — единственно верное. Для первого поколения послевоенных советских спортсменов — многие из них бывшие фронтовики — идея слушаться старшего была естественна. Да и обстановка в стране не располагала к развитию демократии внутри сборной команды. И следующие поколения неизбежно росли в этой парадигме.
Образование для галочки и социальный лифт
«Пункт первый. Тренер всегда прав. Пункт второй. Если тебе кажется иначе, смотри пункт первый» — так шутят наши спортсмены. Между тем в Западной Европе и США отношения между тренером и спортсменом строятся совсем по другой модели.
«В нашей системе всегда было, что тренер, как и любой преподаватель, по своему статусу стоит на ступеньку выше спортсмена, — говорит четырехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Ермакова. — Поэтому принято обращение по имени-отчеству, на «вы», определенная дистанция, даже если вы ровесники. Когда я приехала в Италию, оказалось, что здесь тренер — практически в статусе подружки. Для местных девочек абсолютно нормально после тренировки пойти с тренером выпить кофе. Серьезно работать в такой атмосфере очень тяжело. Говоришь, например, что нужно сделать упражнение еще раз, а тебе в ответ: «Я уже устала, давай завтра?» У нас такого даже представить себе нельзя».
Европейский или американский спорт изначально был устроен по другим принципам, чем советский, прежде всего в источниках финансирования. В СССР он полностью финансировался из госбюджета, в то время как во многих других странах спорту приходилось искать иные, внебюджетные источники финансирования (фонды, университеты, частных доноров).
Чем меньше госфинансирование, тем тяжелее финансовое бремя на родителях юных спортсменов. Основные средства распределяются между членами сборных, то есть спортсменами, которые уже борются за олимпийские награды. В то время как дети могут надеяться только на собственный семейный бюджет.