Татьяна Шитова успевает прожить тысячи жизней

Коллекция. Караван историйРепортаж

Татьяна Шитова. Тысяча жизней

Мне везет: сегодня на озвучке - сумасшедшая Круэлла, а завтра иду спасать мир в «Черной вдове». Самой себе завидую, когда думаю: «Какая же у меня классная профессия - можно успеть прожить тысячи жизней, побыть и королевой, и живущей под мостом бродяжкой!»

Беседовала Инна Долгова

Начинаешь перечислять героинь Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, Кэмерон Диас, Эммы Стоун из зарубежных блокбастеров, которые на русском говорят ее голосом, и слышишь: «Не может быть!» Реакция собеседников понятна: и сами актрисы, и создаваемые ими на экране характеры совершенно не похожи друг на друга, в каждом случае — своя манера речи, модуляции, даже смех и рыдания, но ей удается, точно попадая в образ, всегда быть разной.

И только «Яндекс»-помощник Алиса никогда не изменяет киборг-стилю — ну а куда деваться: робот же... С темы взаимоотношений с поселившейся несколько лет назад почти в каждом доме и автомобиле «звездой» — ей актриса театра и кино, профессионал дубляжа Татьяна Шитова тоже подарила свой голос — и начался наш разговор.

— Взаимоотношения сложные. Подаренные «Яндексом» после тестирования колонки уже убрала на дальнюю полку — совсем не хотелось, чтобы Алиса проникла еще и в дом и присутствовала в жизни дочки. Однако усилия оказались тщетными: теперь, когда голосовой помощник — в каждом компьютере и телефоне, постоянно оказываюсь жертвой дискредитации. Василиса о чем-то спрашивает, и если отвечаю не сразу, а чуть замешкавшись, решаю, как точнее объяснить, дочь уже все узнала у Алисы. Вот как бороться с таким подрывом родительского авторитета? Приходится мириться, тем более что сама являюсь «соучастником» появления Алисы на свет.

Если серьезно, порой тревожат некоторые пародии, пранки, все чаще появляющиеся на популярных у подростков видеоплатформах. Их видят Василиса, ее друзья. Над чем-то можно посмеяться, а от чего-то становится грустно. Попробовала реагировать творчески, как учили в «Щепке», но вместо обсуждения творчества увидела переход на личности. Хейтерство — современное направление в интернетном пространстве. Абсолютно бестолковое, я его не поддерживаю. Неуважение и хамство не потерплю ни в подъезде, ни на дороге, ни в магазине. Недавно с оппоненткой сгоряча хотела даже судиться. Но за женщиной, кроме блогерства, ничего нет. Кроме того, она мама без квартиры и с кредитами... Мне жизненная позиция не позволяет воспользоваться этой ситуацией. Мой замечательный друг Сергей Рудзевич как-то процитировал Конфуция: «Раз плюют в спину — значит, ты впереди!» Ну что ж, едем дальше.

— Чувствую в ваших словах некоторую горечь — честное слово, не хотела вас расстраивать, да еще в самом начале разговора. Расскажите о том, что почти всегда вызывает счастливые воспоминания, — о детстве.

— Родилась на Дальнем Востоке, где служил папа — военный летчик дальней авиации. Там прошло раннее детство, там окончила первый класс. Из дошкольных времен в памяти осталось несколько ярких эпизодов: дворовая овчарка Найда родила щенков и мы всей компанией обустраиваем им лежанку, подкармливаем, баюкаем на руках... Сосед-сверстник, едва научившись управляться с двухколесным велосипедом, предлагает покатать на багажнике. Я радостно соглашаюсь, но через десяток метров нога застревает в спицах, мы падаем — весь двор бросается утешать: кто-то прикладывает к ссадинам листья подорожника, кто-то сует в ладошку конфеты... Беспечное детство: дочки-матери, казаки-разбойники, игра в войнушку. Это сейчас видеострелялки, а тогда мы бегали с кривыми ветками, типа это «пестик», из него стреляли, с ним брали в плен.

Из домашних картинок перед глазами встают воскресные обеды, когда стол накрывали не на кухне, а в большой комнате. Мама очень вкусно готовила, даже самые простые блюда у нее получались особенными. Садились за стол вчетвером: родители, старшая сестра Инна, я. Разговаривали обо всем на свете, спорили, смеялись до упаду. Родители друг друга подначивали, бегали друг от друга по комнате, в шутку боролись, а мы с Инной висли: она на папе, я на маме — обеспечивая победу избранной стороне.

Про маму... Ее давно нет. Она умерла внезапно, сгорела в три дня. Это было жаркое лето, мы съездили на дачу, а в понедельник мама вдруг не пошла на работу. На следующий день опять будто дремала в спальне. Я уехала на съемки в Подмосковье, а через день мчалась на такси в Москву — мамы не стало. Это невозможно сразу объять... Мне все время казалось: что-то перепутали, мама «проснется» и прибежит из морга, ведь ей там страшно, это какая-то ошибка. Даже на похоронах, когда я подошла прощаться, захотелось ее хорошенько встряхнуть, как тряпичную куклу, чтобы она очнулась... Мама меня очень любила, я была именно маминой дочкой.

А тогда, в далеком детстве, все было хорошо. После того как окончила первый класс, папу перевели в Москву. В столичной школе прижилась легко, хотя были смешные моменты. Соседка по парте как-то попросила ластик. Я раз пять уточнила, о чем идет речь, оказалось — о резинке. Мне объяснили: резинка — это для волос, а ластик — чтобы стереть написанное. Таких недоразумений было достаточно, но все они быстро разрешались.

А вот Инну переезд лишил золотой медали. Она всегда — и на прежнем месте, и в Москве — училась только на отлично, однако руководство столичной школы с неким снобизмом решило, что девочка с Дальнего Востока не может претендовать на золотую медаль, и даже не включило ее в списки избранных. Сестра получила сатисфакцию благодаря дочке: Вероника не только окончила школу с золотой медалью, но сама поступила на бюджет и получила два высших образования с отличием: одно в Москве — журфак МГУ, другое в Германии — бизнес-информатика.

Я училась хорошо, у меня «серебро», но как говорит моя дочь: «Это не золото». Крыть нечем. Однако у меня были другие достоинства. Еще в средней школе изображала популярных в ту пору исполнителей, одной из которых была певица Сабрина. Надевала шорты, майку, в руках щетка вместо микрофона. Подружки водили меня по домам, демонстрируя родителям, — этакий цирк на выезде. Кто-то подсказал: «Таня, тебе нужно в детский театр!» И я отправилась туда поступать. Помню педагога, проводившую пробы, Чариту Вадимовну — даму с низким голосом, не выпускавшую изо рта сигарету. Кое-как выученное стихотворение, понятное дело, впечатления не произвело.

— Что еще можешь? — почти заскучав, спросила педагог.

— А хотите, под Сабрину станцую? — предложила я и уж тут выложилась на все сто.

— Вот за это возьму, — удовлетворенно закивала тетенька.

На протяжении трех лет, с шестого по восьмой класс, играла небольшие рольки почти во всех спектаклях детского театра. И даже получала за это деньги, на которые приобрела себе модную юбку-варенку, а маме — настоящие часы-браслет. Вручала со словами: «Мамочка, когда-нибудь я заработаю мешок денег и все-все тебе куплю». В мечтах реально представляла холщовый мешок, набитый монетами.

Приобретенный в детском театре опыт вовсю использовала в школе: если кто-то из учителей заболевал, мы не разбегались, потому что за учительский стол вставала я и начинала изображать отсутствующего педагога. Однажды во время представления в класс заглянул кто-то из учителей и на первом же родительском собрании посоветовал маме: «В школе на Трубной идет набор в актерский класс — Тане стоит показаться». Там было все серьезно: отборочные туры. Меня взяли, и в десятом и одиннадцатом классах я уже не только грызла общеобразовательные дисциплины, но и получала первые актерские навыки. Второе так мне нравилось, что в выборе профессии не сомневалась.

Документы по традиции подавала во все театральные вузы и почти всюду успешно продвигалась из тура в тур.

В какой-то момент четверых выпускников из нашего класса пригласили на беседу педагоги ВТУ имени Щепкина — на его базе и был создан класс — и предложили места на курсе.

Когда пришла за советом к родителям, папа сказал: «Татьяна, в Щепкинском тебя знают, в тебя верят». Последовав совету мудрого, рассудительного отца, сделала выбор и была зачислена в Щепкинское училище.

А вот дальше все было не так безоблачно. Началось с моей искренности, когда руководитель нашего курса и директор Малого театра народный артист СССР Коршунов всех опрашивал:

— Почему вы выбрали эту профессию?

Кто-то отвечал «Я всегда хотел быть только артистом», кто-то вспоминал сыгранного в детском саду зайчика, а я простодушно сказала:

— Так здорово ничего не делать, весь день играть, дурачиться. Весело!

Коршунов нахмурился:

— И это все?

— Да!..

Правильный ответ я не угадала и, видимо, заронила зерно недоверия к себе. Ситуация усугублялась. Однажды на этюдах педагог по актерскому мастерству, актриса Малого театра, сделала замечание:

— Таня, ты как-то не так ходишь. Посмотри, какая походка у Лены, и постарайся перенять.

— А почему я должна ходить как Лена? Я ведь не Лена и не хочу быть такой.

Согласитесь, ответ искренний, но кому же такое понравится?!

Другой педагог, у которого я играла в отрывке главную роль, упрекнул меня в отсутствии интереса на репетициях. Я, признаться, обалдела... Вот такая пошла волна против меня. И только педагог по мастерству актера Наталия Алексеевна Петрова встала на мою защиту: «Для меня Шитова — студентка номер один на курсе. Талантливая, целеустремленная, упорная. Я в нее верю, ручаюсь и беру под свою опеку».

Меня оставили в училище условно на полгода, а по истечении означенного времени об этом уже никто не вспоминал: я успешно играла практически во всех — не только тех, что ставила Петрова, спектаклях.

Окончила вуз с красным дипломом, и поскольку распределения уже не было, подготовила отрывок для показа руководству театров. С однокурсником и другом Маратом Башаровым сами выбрали сцену из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», где к главному герою приходит проститутка. Очень смешную и в то же время трогательную. Придумали, что надену платье на молнии, а когда герой на секунду отвернется, сброшу его, быстро расстегнув, и останусь в чулках и комбинации. На показе отрывка в училище зал реагировал как нами и было задумано: в одни моменты хохотал, в другие — замирал. Однако на обсуждении Коршунов заявил: «Ну вот такую, как Шитова, вполне могут взять, потому что она способна легко раздеться».

Я была ошарашена: мало того что отрывок совсем не про раздевание, так что же еще получается — кого-то возьмут за талант, а меня только за готовность скинуть платье?

Даже не знаю, как бы пережила этот жест от мастера, если бы не его жена — легендарный режиссер, основатель театра «Сфера» Екатерина Еланская, которая еще до пресловутого показа звала меня к себе в труппу. Екатерина Ильинична всегда была бунтарем, говорила в лицо что думает и этим тоже вызывала во мне искреннюю симпатию. Например посмотрев неудачный спектакль в Малом, могла заявить мужу-директору: «Ну что за...» В общем, разносила в пух и прах.

Я приняла ее приглашение, но не сразу, а спустя пару лет, которые прослужила во МХАТе имени Горького у Дорониной. Это особая страница в моей жизни, чуть позже расскажу о ней отдельно, а пока о мощном спектакле Еланской «В лесах и на горах» в «Сфере» по романам Мельникова-Печерского, где играла яркую героиню с трагической судьбой Фленушку. После премьеры ко мне подошел Коршунов:

— Таня, вы очень хорошая актриса.

Секунду смотрела на него молча, на языке вертелось: «Когда-то мне были важны и ваше мнение, и добрые слова. Сейчас я в этом не нуждаюсь. Уже сама все про себя знаю». Сдержалась, дежурно ответила:

— Спасибо.

На смотрины во МХАТ ходили большой компанией, но Доронина взяла одного мальчика и трех девочек. Причем в этой очереди я шла последней — видимо, не такой уж яркой казалась на фоне остальных. Зато потом все повернулось на сто восемьдесят градусов: в первый же год Татьяна Васильевна поставила спектакль со мной в главной роли. Это была комедия по пьесе Педро Кальдерона «Дама-невидимка». Я играла испанскую донью, для которой костюмеры сшили роскошные, но очень тяжелые платья: корсеты, кринолины, каменья. Дополняли образ высокие каблуки, парик, перья и сложный грим. Первоначально моя однокурсница должна была играть эту роль во втором составе, но потом ее перевели в массовые сцены. Маша наверняка обиделась, потому что должна была обидеться...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Изменения климата сократят площадь темных участков на крыльях самцов стрекоз Изменения климата сократят площадь темных участков на крыльях самцов стрекоз

Изменив окраску, стрекозы смогут избежать перегрева

N+1
Надежда Серая. Человек без кожи Надежда Серая. Человек без кожи

Надежда Серая — первая и единственная жена Юрия Богатырева

Коллекция. Караван историй
Проще не придумаешь: как снять стресс всего за 16 секунд Проще не придумаешь: как снять стресс всего за 16 секунд

Многие из нас испытывают стресс, при этом бороться с ним эффективно не умеют

Cosmopolitan
Мы так же любим любить Мы так же любим любить

Юлия Высоцкая – о том, что её бесит и почему завтраки должны быть запрещены

Новый очаг
Медицинский эйджизм: почему наш возраст волнует врачей больше, чем наше здоровье Медицинский эйджизм: почему наш возраст волнует врачей больше, чем наше здоровье

Как отвечать на вопросы врача, которые касаются вовсе не лечения

Cosmopolitan
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Дом с ловушками: смертельные опасности, которые окружали жителей викторианских домов Дом с ловушками: смертельные опасности, которые окружали жителей викторианских домов

Как бытовые предметы убивали людей

Популярная механика
Кое-что о Рене Кое-что о Рене

Совершенно необязательно проживать все в полную силу и взаправду

Караван историй
Chevrolet Suburban. Терпкий запах революции Chevrolet Suburban. Терпкий запах революции

Chevrolet Suburban создан в Арлингтоне, а его версия называется Texas Edition

4x4 Club
Пока все дома Пока все дома

Новобранцы Дома Fendi: приглашенный «варяг» Ким Джонс и Дельфина Делеттре

Vogue
Послушать или посмотреть: как лучше запоминать информацию Послушать или посмотреть: как лучше запоминать информацию

Зачем конспектировать лекции, если можно просто слушать?

Популярная механика
Как меняется любовь: четыре этапа развития чувства Как меняется любовь: четыре этапа развития чувства

На какой стадии развития находится ваша пара?

Psychologies
После ограбления сжечь После ограбления сжечь

Как удалось провернуть самое крупное ограбление в истории США?

GQ
Лжеимператор, поручик-бунтовщик, ссыльный песенник: три дерзких побега с каторги Лжеимператор, поручик-бунтовщик, ссыльный песенник: три дерзких побега с каторги

3 истории побегов с каторги

Вокруг света
Человек и монумент Человек и монумент

Всемирно признанный архитектор Дэвид Аджайе достиг в профессии солидных высот

Robb Report
Казахстанские археологи нашли в кургане бронзового века «хвостатый» нож Казахстанские археологи нашли в кургане бронзового века «хвостатый» нож

Археологи Казахстана обнаружили богатую коллекцию артефактов эпохи бронзы

N+1
Достать чернил Достать чернил

Чем писали и печатали документы в канцеляриях – от Древнего Египта до наших дней

N+1
Ректор РАНХиГС Владимир Мау: Будьте готовы учиться всю жизнь Ректор РАНХиГС Владимир Мау: Будьте готовы учиться всю жизнь

Ректор Президентской академии Владимир Мау дает советы студентам и абитуриентам

СНОБ
Любовные сцены и «Оскар»: удивительные факты о фильме «Москва слезам не верит» Любовные сцены и «Оскар»: удивительные факты о фильме «Москва слезам не верит»

Судьбоносная картина режиссера Владимира Меньшова — «Москва слезам не верит»

Cosmopolitan
Женские имена русского авангарда, которые надо знать Женские имена русского авангарда, которые надо знать

Пять художниц, сделавших фонд отечественного футуризма известным на весь мир

GQ
Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино

Как менялись персонажи из России в массовой культуре в течение последних 70 лет

Forbes
История немецкой философии — в биографиях четырех крупнейших философов XX века: фрагмент книги Вольфрама Айленбергера «Время магов» История немецкой философии — в биографиях четырех крупнейших философов XX века: фрагмент книги Вольфрама Айленбергера «Время магов»

Глава из книги «Время магов. Великое десятилетие в философии 1929−1939»

Esquire
8 лет в плену у маньяка: история австрийской девочки Наташи Кампуш 8 лет в плену у маньяка: история австрийской девочки Наташи Кампуш

История Наташи Кампуш — пример, как человек может пережить темные дни

Cosmopolitan
Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа

Скриншот с макбука: с помощью сочетания клавиш, встроенной и сторонних утилит

CHIP
Будни дальнобойщика: Ил-4, который первым бомбил Берлин Будни дальнобойщика: Ил-4, который первым бомбил Берлин

Ил-4 — туда и обратно

Maxim
Мать сказала, что завтра возьмет меня на завод Мать сказала, что завтра возьмет меня на завод

Рассказ Оксаны Васякиной, в котором мама впервые берет дочку на завод

Esquire
Летающие машины и стеклянные дирижабли: о чем в детстве мечтали миллиардеры из списка Forbes Летающие машины и стеклянные дирижабли: о чем в детстве мечтали миллиардеры из списка Forbes

О чем мечтали миллиардеры, когда были маленькими

Forbes
3 финансовые привычки миллионеров 3 финансовые привычки миллионеров

Что помогает миллионерам зарабатывать и сохранять свой капитал

Psychologies
Открыть в приложении