Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

ЛизаБизнес

Стюардесса

Специальный проект «Секреты профессии».

Текст: Махаббат Сердалина

Как устроена внутренняя кухня тех или иных профессиональных сфер? Об этом – в серии летних номеров «Лизы». Вслед за рассказом об архитекторах, телеведущих, рестораторах и блогерах в фокусе внимания – бортпроводники: как ими становятся, в каких регионах России за эту работу платят больше всего, какие необычные истории подчас происходят на борту и почему летать – это не всегда так романтично, как многим кажется? О плюсах и минусах своей профессии рассказывают стюардессы по имени Жанна Таня, Оля и Вера.

Татьяна, работала стюардессой 3 года

Таня из Волгограда. Она никогда не грезила о небе и не мечтала быть бортпроводницей. «Я отучилась на менеджера в своем родном городе, хотела устроиться работать по профессии, но найти работу по специальности не могла, – рассказывает она. – Идею попробовать себя в авиации мне подсказала мама. Дочь ее знакомой работала стюардессой. «Может, и тебе это подойдет?» – услышала я вопрос. Оказалось, что даже ехать на учебу никуда не надо. В Волгограде есть филиал Московской школы бортпроводников, врачебно-летную комиссию тоже можно пройти на месте. В общем, я решила, что это знак. И даже похудела на 11 килограммов, чтобы соответствовать требованиям».

После школы Таня почти сразу устроилась в авиакомпанию, но все оказалось не так просто. «Между рейсами предстояло проходить еще несколько обучений на другие типы самолетов. Затем пришлось лететь в Калининград, в Авиационный учебный центр имени Канта. В общем, путь в авиацию довольно тернист. Те, кто идут в профессию, думая, что для этого достаточно быть миловидной, улыбчивой и знать хотя бы один иностранный язык, быстро отсеиваются. Бортпроводник – это и про знания, и про огромную ответственность. Твоя задача – не просто радовать глаз пассажиров, а обеспечивать их безопасность в полете».

Через три года Таня ушла из профессии. «Мой молодой человек позвал меня замуж, но он из другого города, поэтому пришлось выбирать. Я быстро приняла решение и нисколько о нем не жалею. По полетам, честно говоря, не скучаю. Профессия стюардессы только кажется романтичной. На самом деле у нее, как и у всего, есть обратная сторона, которая обычно остается за кадром. Например, постоянные недосыпы, проблемы со здоровьем, которые возникают из-за нахождения на высоте. Если бы я и решила снова полететь, то только в качестве пассажира. Но сейчас у меня маленький ребенок, да и ситуация с путешествиями в мире нестабильная, поэтому пока подниматься в воздух ни в каком качестве не планирую», – говорит экс-бортпроводница.

Если верить разным форумам, где бортпроводники делятся историями из жизни, среди девушек есть немало тех, кто рвется в стюардессы только ради того, чтобы познакомиться с пилотом и выйти за него замуж. По словам Тани, такие затеи часто заканчиваются ничем. «На моей памяти ни один служебный роман с пилотом не завершился свадьбой. А вот пары бортпроводников – довольно частое явление. Еще в авиакомпании, где я работала, была семья, где и муж, и жена – пилоты, причем оба командиры. Думаю, им непросто приходится в жизни, – смеется Таня, – но они молодцы, справляются. Уже много лет вместе...»

История от Тани: «На одном из рейсов ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Я сначала растерялась, спросила, при чем тут я, но он написал текст и попросил передать его пилоту. В итоге командир прочел письмо по громкой связи. Потом парень достал из рюкзака изрядно потрепанный букет цветов и коробочку с кольцом. Это было так трогательно! Все пассажиры аплодировали».

Когда Тане было страшно: «Однажды наш рейс попал в сильную турбулентность, трясло очень мощно. Ситуацию усугублял тот факт, что у нашего командира это был только второй самостоятельный рейс. Пассажиры этого, конечно, не знали. Но экипаж-то был в курсе, поэтому все чуть-чуть переживали (смеется). Пришлось сесть в запасном аэропорту. Тогда многие пассажиры отказались лететь с нами дальше – выбрали наземный транспорт».

Ольга, действующая бортпроводница

В отличие от предыдущей героини, Оля решила, что станет стюардессой, еще в 5-м классе. Окончательно в своем выборе она утвердилась в университете. «Познакомилась там с девочкой, которая так же, как и я, хотела летать. Мы тогда шутили, что не понимаем, зачем вообще поступили на свою специальность, ведь работать по ней не планируем. Но все это было на уровне шуток. Ни я, ни она не допускали мыслей о том, что бросим учебу ради авиации. После, когда я уже работала в офисе, случайно узнала о кастинге в авиакомпанию в Екатеринбурге. Решила съездить, но не особо верила, что пройду. Думала, что в случае неуспеха хотя бы по городу погуляю. Но в итоге зашла в здание аэропорта в 9 утра, а вышла из него почти в 7 вечера. Тогда я ничего толком не поняла, была в состоянии эйфории, поэтому просто села в машину и уехала домой. Только на следующее утро до меня дошло, что теперь я стюардесса. Так мечта внезапно стала реальностью».

История от Оли: «Я очень сильно удивилась, когда узнала, что инженер-авиаконструктор, который был с нами на борту, дико боится летать. Было так странно видеть, как трясутся коленки и бледнеет лицо у человека, который каждый день работает с «железными птицами» и, кажется, знает про них все. Тогда он признался, что любит самолеты, но только на земле. В полете же каждый шорох и звук вызывали у него панику. Я это увидела во всех красках. Пришлось забалтывать взрослого мужчину разговорами на отвлеченные темы, чтобы он мог абстрагироваться от своих страхов».

Чего больше всего боится Оля: «Сама я летать не боюсь и не волнуюсь, когда самолет попадает в воздушные ямы. Но вот за пассажиров переживаю сильно. Мой самый большой страх – что кому-то может стать плохо, а я не успею вовремя оказать первую помощь, или что на борту не окажется врача и жизнь человека будет полностью зависеть от действий экипажа. Да, нас всему обучали. Я и мои коллеги точно знаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, но страшно все равно. А еще всегда хочется сделать полет максимально комфортным, особенно для тех, кто боится или летит первый раз».

Вера, работала стюардессой 5 лет

«Я работала в одном из пятигорских ресторанов, когда случайно узнала о том, что в Краснодаре идет набор в школу бортпроводников, – рассказывает Вера. – Подумала: «Почему бы и нет?» и позвонила. Мне сказали, что места еще есть, я собрала вещи и отправилась в этот город. За три месяца обучения заплатила 60 тысяч рублей. Для меня это была больше авантюра – я не мечтала об этой профессии. По окончании учебы все мы сами искали себе работу. Среди бортпроводников есть свой негласный рейтинг авиакомпаний, но я тогда ничего об этом не знала. Потом выяснилось, что мне очень повезло: моим первым местом работы стала одна из лучших компаний. Оказывается, многие туда подолгу не могут попасть, а я с первого раза устроилась».

Чтобы стать стюардессой, Вере пришлось пройти три этапа: ознакомительное собеседование, интервью со службой безопасности, оценку нервно-психической устойчивости. Сейчас она летает только как пассажир. По словам экс-бортпроводницы, она очень рада, что тогда, в 2013-м году, ее авантюра не просто удалась, а переросла в интереснейший опыт работы в профессии, о которой многие мечтают. Однако возвращаться в авиацию Вера не собирается. Говорит, что, несмотря на все плюсы, отсутствие нормированного графика негативно влияет на здоровье и личную жизнь».

История от Веры: «Бывает, что во время длительных перелетов некоторым парочкам не сидится на месте, и они закрываются в кабинке, а иные и вовсе ублажают друга друга под покрывалом прямо на своих местах. Лично я за время своей работы таких ребят не ловила, но мои коллеги иногда сталкивались с людьми, которые решили оформить себе членство в так называемом «Клубе десятитысячников». В него «вступают» те, кто умудрился заняться сексом в самолете. В таких ситуациях обычно ничего не остается, кроме как попросить людей прекратить это делать (смеется)».

Плюсы профессии

Возможность путешествовать

Иногда отдых между рейсами – 3–4 дня, можно прогуляться по Сингапуру, Нью-Йорку, Токио и другим городам.

Новые знакомства

Экипаж меняется с каждым рейсом.

Достойная зарплата

Варьируется от 40 до 150 тыс. рублей, зависит от опыта, часов налета и условий авиакомпании. Самые большие зарплаты – в Алтайском крае. Раньше бортпроводники имели процент с продаж в полете, но сейчас такое уже не практикуется. В месяц бортпроводник должен налетать минимум 80 часов. Полеты на международных рейсах оцениваются дороже.

Социальные привилегии

Например, отпуск у стюардесс – 72 дня в году, а выход на пенсию – в 45 лет.

Красивая форма

Но есть и минусы

Ненормированный график, сбитый режим и как следствие – проблемы со здоровьем

Где этому учат

Авиационный учебный центр им. Канта

Обучение в Калининграде – 2,5 месяца. Для поступления нужно сдать тесты на знание английского и пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Выпускникам выдается пакет документов для трудоустройства в «Аэрофлоте», «Трансаэро», «S7», «Глобусе» и «ЮТэйр» (с этими а/к в центре заключены договоры о сотрудничестве).

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Обучение – 4 года. Вступительные экзамены: математика, русский язык, обществознание. Будущим бортпроводникам нужно подавать документы на профиль «Сервис на транспорте».

Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт (МАИ)

Обучение – 4 года. Экзамены: математика, английский, обществознание (история). Специальность: «Сервис транспортных средств». Есть как очная, так и заочная формы обучения.

Проф. колледж «Московия»

Обучение – 2 года 10 месяцев после 9 класса; 1 год 10 месяцев после 11-го. Специальность: «Сервис на транспорте». На это направление обычно выделяют много бюджетных мест – около 150.

Профессиональные курсы

Среди самых известных – Школа бортпроводников (есть в разных городах, стоимость от 45 до 60 тыс. рублей, длительность – 2–3 месяца, по окончании – 30-часовая стажировка-практика в авиакомпании), Учебно-тренировочный центр «Внуково» (2-месячный курс, найти работу выпускникам не помогают) и Авиационная школа «Аэрофлот» (1,5-месячный курс, стоимость – 45 тыс. рублей; если по окончании планируешь работать в «Аэрофлоте», то стоимость обучения частично вычитается из зарплаты).


Вера Неверова, Татьяна Попова, экс-бортпроводницы

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; личный архив

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Захват» Балтики «Захват» Балтики

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
Код коррекции ошибок поможет масштабировать квантовые вычислители Код коррекции ошибок поможет масштабировать квантовые вычислители

Как можно уменьшить число кубитов для коррекции ошибок в квантовых вычислителях

N+1
Арaбская ночь Арaбская ночь

10 секретов красоты от восточных женщин

Лиза
Оригинал или подделка? Как разобраться в сумках Louis Vuitton Оригинал или подделка? Как разобраться в сумках Louis Vuitton

Как отличить подделку от оригинала Louis Vuitton?

Cosmopolitan
Что твой способ застегивать лифчик говорит о тебе Что твой способ застегивать лифчик говорит о тебе

Как ты застегиваешь бюстгальтер?

Cosmopolitan
Высокоранговые пятнистые гиены передали социальные связи по наследству Высокоранговые пятнистые гиены передали социальные связи по наследству

Социальные связи у пятнистых гиен передаются по наследству

N+1
За каменной стеной: как брать ответственность за провалы и защищать подчиненных За каменной стеной: как брать ответственность за провалы и защищать подчиненных

Отрывок из книги «Мама, я тимлид!» — о том, как сделать сотрудников счастливыми

Forbes
«Общество не готово принимать особенных людей». Как устроено инклюзивное образование «Общество не готово принимать особенных людей». Как устроено инклюзивное образование

С какими реальными проблемами сталкиваются инклюзивные школы?

СНОБ
Не гудеть на сэндвичи, не есть жареную курицу вилкой, не делиться паролем от Netflix: самые странные законы США Не гудеть на сэндвичи, не есть жареную курицу вилкой, не делиться паролем от Netflix: самые странные законы США

Как случайно не нарушить закон в США

Вокруг света
Усиленный апоптоз помог галапагосским черепахам снизить риск заболеть раком Усиленный апоптоз помог галапагосским черепахам снизить риск заболеть раком

Это позволяет им вырастать до крупных размеров и жить более 150 лет

N+1
Бог в поисках автора Бог в поисках автора

«Локи», почти идеальный сериал Marvel

Weekend
6 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы стать счастливее 6 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы стать счастливее

Какие же привычки мешают нам начать жить лучше?

Psychologies
Новички начинают – и выигрывают! Новички начинают – и выигрывают!

Как удержаться на рабочем месте и стать своей в коллективе

Лиза
Памяти «Янтарей» Памяти «Янтарей»

Гибель экипажа корабля «Союз-11» оказала большое влияние на космонавтику

Вокруг света
Кто не с нами, тот против нас: 10 фильмов и сериалов о сектах Кто не с нами, тот против нас: 10 фильмов и сериалов о сектах

Создатели этих фильмов и сериалов пытались понять, как устроены секты

Cosmopolitan
Страстная Вера Страстная Вера

Режиссер Вера Кричевская наконец закончила свой фильм о телеканале «Дождь»

Vogue
Как найти первую работу? Как найти первую работу?

Как найти самое первое место работы, чтобы обрести пресловутый опыт?

Psychologies
Правила успешного питч-дека. Как презентовать стартап инвесторам и не дать им заскучать Правила успешного питч-дека. Как презентовать стартап инвесторам и не дать им заскучать

Как грамотно презентовать стартап и завоевать доверие инвесторов

Inc.
Побег: история одного фото Побег: история одного фото

Несостоявшийся чемпион по бегу с барьерами — пограничник Конрад Шуман

Вокруг света
Яйца по-шотландски: классический рецепт британских поваров Яйца по-шотландски: классический рецепт британских поваров

Яйца по-шотландски — рецепт XIX века

Вокруг света
Мой до дыр! Мой до дыр!

10 самых распространенных ошибок при уборке, которые делают почти все

Лиза
Добро пожаловать в черную дыру Добро пожаловать в черную дыру

Как насчет визита к одной из черных дыр?

Популярная механика
Мутации в рецепторе умами превратили певчих птиц в сладкоежек Мутации в рецепторе умами превратили певчих птиц в сладкоежек

Птицам пришлось заново приобретать умение распознавать сладкий вкус

N+1
5 мифов о женском оргазме 5 мифов о женском оргазме

Давайте разберемся, что правда, а что вымысел о женском оргазме

Psychologies
WWF: в Сибири загрязнены почти 1500 километров рек из-за добычи россыпного золота WWF: в Сибири загрязнены почти 1500 километров рек из-за добычи россыпного золота

По словам экологов, этот мониторинг показал лишь часть картины

Esquire
Палеогенетики не нашли свидетельств миграции в древний ближневосточный центр Алалах Палеогенетики не нашли свидетельств миграции в древний ближневосточный центр Алалах

Останки единственной женщины неместного происхождения обнаружили в Алалахе

N+1
10 важных вопросов о Персеидах 10 важных вопросов о Персеидах

Метеорные потоки — явление очень увлекательное и романтичное!

Популярная механика
Северный Кавказ. За пределами дорог Северный Кавказ. За пределами дорог

Автомобильное и пешеходное путешествие по Кавказу

4x4 Club
Покатались и хватит: как слезть с «эмоциональных качелей»? Покатались и хватит: как слезть с «эмоциональных качелей»?

Если вам знакомы перепады настроения — это они, эмоциональные качели

Psychologies
Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk

Feduk рассказывает о работе с Cream Soda и делится любимыми летними треками

Esquire
Открыть в приложении