Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

ЛизаБизнес

Стюардесса

Специальный проект «Секреты профессии».

Текст: Махаббат Сердалина

Как устроена внутренняя кухня тех или иных профессиональных сфер? Об этом – в серии летних номеров «Лизы». Вслед за рассказом об архитекторах, телеведущих, рестораторах и блогерах в фокусе внимания – бортпроводники: как ими становятся, в каких регионах России за эту работу платят больше всего, какие необычные истории подчас происходят на борту и почему летать – это не всегда так романтично, как многим кажется? О плюсах и минусах своей профессии рассказывают стюардессы по имени Жанна Таня, Оля и Вера.

Татьяна, работала стюардессой 3 года

Таня из Волгограда. Она никогда не грезила о небе и не мечтала быть бортпроводницей. «Я отучилась на менеджера в своем родном городе, хотела устроиться работать по профессии, но найти работу по специальности не могла, – рассказывает она. – Идею попробовать себя в авиации мне подсказала мама. Дочь ее знакомой работала стюардессой. «Может, и тебе это подойдет?» – услышала я вопрос. Оказалось, что даже ехать на учебу никуда не надо. В Волгограде есть филиал Московской школы бортпроводников, врачебно-летную комиссию тоже можно пройти на месте. В общем, я решила, что это знак. И даже похудела на 11 килограммов, чтобы соответствовать требованиям».

После школы Таня почти сразу устроилась в авиакомпанию, но все оказалось не так просто. «Между рейсами предстояло проходить еще несколько обучений на другие типы самолетов. Затем пришлось лететь в Калининград, в Авиационный учебный центр имени Канта. В общем, путь в авиацию довольно тернист. Те, кто идут в профессию, думая, что для этого достаточно быть миловидной, улыбчивой и знать хотя бы один иностранный язык, быстро отсеиваются. Бортпроводник – это и про знания, и про огромную ответственность. Твоя задача – не просто радовать глаз пассажиров, а обеспечивать их безопасность в полете».

Через три года Таня ушла из профессии. «Мой молодой человек позвал меня замуж, но он из другого города, поэтому пришлось выбирать. Я быстро приняла решение и нисколько о нем не жалею. По полетам, честно говоря, не скучаю. Профессия стюардессы только кажется романтичной. На самом деле у нее, как и у всего, есть обратная сторона, которая обычно остается за кадром. Например, постоянные недосыпы, проблемы со здоровьем, которые возникают из-за нахождения на высоте. Если бы я и решила снова полететь, то только в качестве пассажира. Но сейчас у меня маленький ребенок, да и ситуация с путешествиями в мире нестабильная, поэтому пока подниматься в воздух ни в каком качестве не планирую», – говорит экс-бортпроводница.

Если верить разным форумам, где бортпроводники делятся историями из жизни, среди девушек есть немало тех, кто рвется в стюардессы только ради того, чтобы познакомиться с пилотом и выйти за него замуж. По словам Тани, такие затеи часто заканчиваются ничем. «На моей памяти ни один служебный роман с пилотом не завершился свадьбой. А вот пары бортпроводников – довольно частое явление. Еще в авиакомпании, где я работала, была семья, где и муж, и жена – пилоты, причем оба командиры. Думаю, им непросто приходится в жизни, – смеется Таня, – но они молодцы, справляются. Уже много лет вместе...»

История от Тани: «На одном из рейсов ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Я сначала растерялась, спросила, при чем тут я, но он написал текст и попросил передать его пилоту. В итоге командир прочел письмо по громкой связи. Потом парень достал из рюкзака изрядно потрепанный букет цветов и коробочку с кольцом. Это было так трогательно! Все пассажиры аплодировали».

Когда Тане было страшно: «Однажды наш рейс попал в сильную турбулентность, трясло очень мощно. Ситуацию усугублял тот факт, что у нашего командира это был только второй самостоятельный рейс. Пассажиры этого, конечно, не знали. Но экипаж-то был в курсе, поэтому все чуть-чуть переживали (смеется). Пришлось сесть в запасном аэропорту. Тогда многие пассажиры отказались лететь с нами дальше – выбрали наземный транспорт».

Ольга, действующая бортпроводница

В отличие от предыдущей героини, Оля решила, что станет стюардессой, еще в 5-м классе. Окончательно в своем выборе она утвердилась в университете. «Познакомилась там с девочкой, которая так же, как и я, хотела летать. Мы тогда шутили, что не понимаем, зачем вообще поступили на свою специальность, ведь работать по ней не планируем. Но все это было на уровне шуток. Ни я, ни она не допускали мыслей о том, что бросим учебу ради авиации. После, когда я уже работала в офисе, случайно узнала о кастинге в авиакомпанию в Екатеринбурге. Решила съездить, но не особо верила, что пройду. Думала, что в случае неуспеха хотя бы по городу погуляю. Но в итоге зашла в здание аэропорта в 9 утра, а вышла из него почти в 7 вечера. Тогда я ничего толком не поняла, была в состоянии эйфории, поэтому просто села в машину и уехала домой. Только на следующее утро до меня дошло, что теперь я стюардесса. Так мечта внезапно стала реальностью».

История от Оли: «Я очень сильно удивилась, когда узнала, что инженер-авиаконструктор, который был с нами на борту, дико боится летать. Было так странно видеть, как трясутся коленки и бледнеет лицо у человека, который каждый день работает с «железными птицами» и, кажется, знает про них все. Тогда он признался, что любит самолеты, но только на земле. В полете же каждый шорох и звук вызывали у него панику. Я это увидела во всех красках. Пришлось забалтывать взрослого мужчину разговорами на отвлеченные темы, чтобы он мог абстрагироваться от своих страхов».

Чего больше всего боится Оля: «Сама я летать не боюсь и не волнуюсь, когда самолет попадает в воздушные ямы. Но вот за пассажиров переживаю сильно. Мой самый большой страх – что кому-то может стать плохо, а я не успею вовремя оказать первую помощь, или что на борту не окажется врача и жизнь человека будет полностью зависеть от действий экипажа. Да, нас всему обучали. Я и мои коллеги точно знаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, но страшно все равно. А еще всегда хочется сделать полет максимально комфортным, особенно для тех, кто боится или летит первый раз».

Вера, работала стюардессой 5 лет

«Я работала в одном из пятигорских ресторанов, когда случайно узнала о том, что в Краснодаре идет набор в школу бортпроводников, – рассказывает Вера. – Подумала: «Почему бы и нет?» и позвонила. Мне сказали, что места еще есть, я собрала вещи и отправилась в этот город. За три месяца обучения заплатила 60 тысяч рублей. Для меня это была больше авантюра – я не мечтала об этой профессии. По окончании учебы все мы сами искали себе работу. Среди бортпроводников есть свой негласный рейтинг авиакомпаний, но я тогда ничего об этом не знала. Потом выяснилось, что мне очень повезло: моим первым местом работы стала одна из лучших компаний. Оказывается, многие туда подолгу не могут попасть, а я с первого раза устроилась».

Чтобы стать стюардессой, Вере пришлось пройти три этапа: ознакомительное собеседование, интервью со службой безопасности, оценку нервно-психической устойчивости. Сейчас она летает только как пассажир. По словам экс-бортпроводницы, она очень рада, что тогда, в 2013-м году, ее авантюра не просто удалась, а переросла в интереснейший опыт работы в профессии, о которой многие мечтают. Однако возвращаться в авиацию Вера не собирается. Говорит, что, несмотря на все плюсы, отсутствие нормированного графика негативно влияет на здоровье и личную жизнь».

История от Веры: «Бывает, что во время длительных перелетов некоторым парочкам не сидится на месте, и они закрываются в кабинке, а иные и вовсе ублажают друга друга под покрывалом прямо на своих местах. Лично я за время своей работы таких ребят не ловила, но мои коллеги иногда сталкивались с людьми, которые решили оформить себе членство в так называемом «Клубе десятитысячников». В него «вступают» те, кто умудрился заняться сексом в самолете. В таких ситуациях обычно ничего не остается, кроме как попросить людей прекратить это делать (смеется)».

Плюсы профессии

Возможность путешествовать

Иногда отдых между рейсами – 3–4 дня, можно прогуляться по Сингапуру, Нью-Йорку, Токио и другим городам.

Новые знакомства

Экипаж меняется с каждым рейсом.

Достойная зарплата

Варьируется от 40 до 150 тыс. рублей, зависит от опыта, часов налета и условий авиакомпании. Самые большие зарплаты – в Алтайском крае. Раньше бортпроводники имели процент с продаж в полете, но сейчас такое уже не практикуется. В месяц бортпроводник должен налетать минимум 80 часов. Полеты на международных рейсах оцениваются дороже.

Социальные привилегии

Например, отпуск у стюардесс – 72 дня в году, а выход на пенсию – в 45 лет.

Красивая форма

Но есть и минусы

Ненормированный график, сбитый режим и как следствие – проблемы со здоровьем

Где этому учат

Авиационный учебный центр им. Канта

Обучение в Калининграде – 2,5 месяца. Для поступления нужно сдать тесты на знание английского и пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Выпускникам выдается пакет документов для трудоустройства в «Аэрофлоте», «Трансаэро», «S7», «Глобусе» и «ЮТэйр» (с этими а/к в центре заключены договоры о сотрудничестве).

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Обучение – 4 года. Вступительные экзамены: математика, русский язык, обществознание. Будущим бортпроводникам нужно подавать документы на профиль «Сервис на транспорте».

Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт (МАИ)

Обучение – 4 года. Экзамены: математика, английский, обществознание (история). Специальность: «Сервис транспортных средств». Есть как очная, так и заочная формы обучения.

Проф. колледж «Московия»

Обучение – 2 года 10 месяцев после 9 класса; 1 год 10 месяцев после 11-го. Специальность: «Сервис на транспорте». На это направление обычно выделяют много бюджетных мест – около 150.

Профессиональные курсы

Среди самых известных – Школа бортпроводников (есть в разных городах, стоимость от 45 до 60 тыс. рублей, длительность – 2–3 месяца, по окончании – 30-часовая стажировка-практика в авиакомпании), Учебно-тренировочный центр «Внуково» (2-месячный курс, найти работу выпускникам не помогают) и Авиационная школа «Аэрофлот» (1,5-месячный курс, стоимость – 45 тыс. рублей; если по окончании планируешь работать в «Аэрофлоте», то стоимость обучения частично вычитается из зарплаты).


Вера Неверова, Татьяна Попова, экс-бортпроводницы

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; личный архив

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хорошо в меру Хорошо в меру

Омолаживающие процедуры и кремы могут давать и обратный эффект

Лиза
Жизнь на вулкане Жизнь на вулкане

Почему вулканолог, который построил карьеру в Корее, вернулся домой на Камчатку

Seasons of life
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Острова невезения. Похожа ли Белоруссия на Гаити Острова невезения. Похожа ли Белоруссия на Гаити

История убитого гаитянского президента Жовенеля Моиза

СНОБ
Кредитка доверия Кредитка доверия

Рассказываем, как ты можешь заработать на кредитной карте

Cosmopolitan
Иностранцы и дочь миллионера: возлюбленные победителей шоу «Точь-в-точь» Иностранцы и дочь миллионера: возлюбленные победителей шоу «Точь-в-точь»

У главных звезд проекта Первого канала «Точь-в-точь» удивительная личная жизнь

Cosmopolitan
6 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы стать счастливее 6 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы стать счастливее

Какие же привычки мешают нам начать жить лучше?

Psychologies
Герои фильмов и сериалов, лиц которых мы никогда не видели. Часть II Герои фильмов и сериалов, лиц которых мы никогда не видели. Часть II

Закадровые персонажи, которые вошли в историю кинематографа

Maxim
Поварская улица: 200 лет в пространстве российского искусства Поварская улица: 200 лет в пространстве российского искусства

Эпизоды художественной истории, произошедшие между Арбатом и Кудринской площадью

СНОБ
«Думал, буду с кальяном встречать гостей»: какие уроки вынес предприниматель, который без опыта в общепите купил кафе «Думал, буду с кальяном встречать гостей»: какие уроки вынес предприниматель, который без опыта в общепите купил кафе

Предприниматель рассказал, почему его детская мечта обернулась долгами

VC.RU
Египтологи воссоединили хранившиеся на разных континентах отрывки из Книги мертвых Египтологи воссоединили хранившиеся на разных континентах отрывки из Книги мертвых

Американские египтологи соединили две части древнеегипетского артефакта

N+1
Финская женщина-воин оказалась мужчиной с дополнительной X-хромосомой Финская женщина-воин оказалась мужчиной с дополнительной X-хромосомой

Ученые разобрались с природой необычного финского средневекового захоронения

N+1
Призрачная красота: как обработать фото, чтобы никто не заметил Призрачная красота: как обработать фото, чтобы никто не заметил

Профессионал: о правилах обработки снимков и том, как не переборщить с фотошопом

Cosmopolitan
Подтяжка лица нитями: что нужно знать, перед тем как решиться Подтяжка лица нитями: что нужно знать, перед тем как решиться

Что предпочесть, если вы не готовы смириться с возрастными признаками

Cosmopolitan
Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США

Основатель Huy Fong Дэвид Тран достиг выручки в $150 млн без торговой марки

VC.RU
15 главных героев Евро-2020 15 главных героев Евро-2020

Кто запомнился зрителям с Евро-2020?

GQ
«Мой выбор — не гнаться за молодостью и быть счастливой» «Мой выбор — не гнаться за молодостью и быть счастливой»

Нашей героине пятьдесят пять лет, и она уверена, что морщины — это красиво

Psychologies
14 триллеров, которые держат в напряжении до самого финала 14 триллеров, которые держат в напряжении до самого финала

Любителям пощекотать нервы и пораскинуть мозгами посвящается

GQ
Мужчина неожиданно захотел вернуть отношения: зачем ему это? Мужчина неожиданно захотел вернуть отношения: зачем ему это?

Почему бывший внезапно готов дать отношениям второй шанс?

Psychologies
Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk

Feduk рассказывает о работе с Cream Soda и делится любимыми летними треками

Esquire
Первым делом — самолеты: 5 выдающихся книг о военных летчиках Первым делом — самолеты: 5 выдающихся книг о военных летчиках

Лучшие книги о капитанах военной авиации

Популярная механика
«Работа на вас может стать моей таблеткой счастья»: эпоха, когда женщины обрели голос «Работа на вас может стать моей таблеткой счастья»: эпоха, когда женщины обрели голос

Глава романа о легендарном главном редакторе Cosmopolitan Хелен Герли Браун

Forbes
Умри все живое: мифы и правда о пастеризованном молоке Умри все живое: мифы и правда о пастеризованном молоке

Температуры, давление под 6000 атмосфер — чему только не подвергается молоко

Вокруг света
Андрей Рублев: «На Уимблдоне я надеюсь показать свой максимум» Андрей Рублев: «На Уимблдоне я надеюсь показать свой максимум»

Теннисист Андрей Рублев — про «Уимблдон» и то, что настраивает его на игру

GQ
Как мы выбираем жилье с точки зрения психологии: наблюдения и советы архитектора Как мы выбираем жилье с точки зрения психологии: наблюдения и советы архитектора

Про неочевидные причины выбора жилья рассказывает архитектор

Cosmopolitan
Как разрешить конфликт на работе, если вы не согласны с начальником Как разрешить конфликт на работе, если вы не согласны с начальником

Как разбираться с трудовыми конфликтами?

Psychologies
«Осторожно, секс!»: 5 историй о травмах, полученных в порыве страсти «Осторожно, секс!»: 5 историй о травмах, полученных в порыве страсти

Какие бывают последствия у бурного, но неосторожного секса

Psychologies
Шейк против Гаги: бьюти-битва экс-подруг Брэдли Купера Шейк против Гаги: бьюти-битва экс-подруг Брэдли Купера

Какие бьюти-эксперименты пробовали девушки, покорившие сердце Брэдли Купера?

Cosmopolitan
Динамика квантового транспорта в фрактальных решетках оказалась зависима от размерности фрактала Динамика квантового транспорта в фрактальных решетках оказалась зависима от размерности фрактала

Измерение характеристик квантового транспорта в фрактальных фотонных решетках

N+1
«Летучие мыши: Происхождение, места обитания, тайны образа жизни» «Летучие мыши: Происхождение, места обитания, тайны образа жизни»

Отрывок из книги Сергея Крускопа о положении рукокрылых в царстве животных

N+1
Открыть в приложении