«Есть у вас слизняки, змеи, тарантулы?» — «Михаил Сергеевич, уже приготовили»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Михаил Боярский: «Нужна только любовь, больше ничего»

«Меня знают все продавцы всех игрушечных магазинов Петербурга. Я прихожу и спрашиваю: «Есть у вас слизняки, змеи, тарантулы?» — «Михаил Сергеевич, уже приготовили».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Андрей Федечко

Михаил Сергеевич, довольно долго у вас не было премьер в кино, а сейчас вышли целых два новых фильма «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война». Сначала зрители увидели их на большом экране и скоро посмотрят на телеканале «Россия»... К счастью, ваш француз де Брильи жив.

— Все так. Когда Светлана Сергеевна Дружинина предложила мне сниматься, я спросил:

— А в каком де Брильи качестве предстанет?

— Он личный враг гардемаринов. Как ты к этому относишься?

— С удовольствием.

Приехал в Москву, мне костюм показали, грим сделали, де Брильи уже в очень преклонном возрасте, но злости у него столько же, как и в молодости. Внешне он, конечно, очень изменился, и меня это устраивало, он седовласый, в очках, с огромной тростью с набалдашником. Ему пришлось много драться с Харатьяном, опять я каким-то образом взял шпагу и вскочил в седло. У меня нет особых трюков, но я ездил верхом и фехтовал, как в старые добрые времена, а в одной из серий даже спел романс «Голубка».

Михаил Боярский, Федор Гамалея и Александр Лазарев на съемках четвертой части «Гардемаринов», 2019 год. Фото: Павел Соседов

Сниматься было очень приятно, группа фантастичная. Светлана Сергеевна — вожак команды. Каждый человек стал родным — и костюмеры, и гримеры, и каскадеры, и операторы, и художники. Приезжать туда, где тебя встречают как старого знакомого или родственника, было истинным наслаждением. И гостиница, и питание, и машина вовремя — все очень удобно и продумано до мелочей. Удобные шезлонги для артистов стояли буквально на берегу моря. Мы в них и отдыхали, или ждали у моря погоды. Меня щадили, в воду практически не пришлось прыгать, а Харатьян с молодыми артистами в море побарахтались.

От съемок я получил огромное удовольствие. Мой самый главный лозунг в работе, как у врачей, — не навреди. И если не навредил в этом фильме, все нормально, я доволен. Светлана Сергеевна о моей игре говорит очень странную фразу: «Достойно, Миша, достойно» — это значит удовлетворительно, я так для себя эту оценку расшифровываю. Радует, что основной фокус в этом сценарии не на моей персоне, а на молодых, и львиная доля приключений ложится именно на их плечи, а я как воспоминание, как забытая мелодия, которая до сих пор еще звучит.

Михаил Боярский и Татьяна Лютаева в фильме «Гардемарины, вперед!», 1987 год. Фото: архив «7 Дней»

— Прекрасная забытая мелодия. Мне кажется, если бы вы захотели, снимались бы гораздо больше, потому что предложений у вас много.

— Предложения действительно есть, но, во-первых, это предложения не сыграть роль, а принять участие в проекте 25—30- или даже 90-серийном. Такое мне не по плечу, я уже просто не успею досняться, поэтому таких глобальных предложений не принимаю. Мне нужны локальные истории, я, например, не так давно с удовольствием согласился сниматься в дипломной работе у режиссера-дебютанта, небольшая роль, это 3-4 дня. Я играю вечного учителя, который преподает с 1912 года. Он все время в школе, его не видят ученики, только педагоги. А он, как и в прошлом веке, все преподает. Можно было отказаться, но это совсем молодая кровь, мне стало интересно. Когда я сказал, что согласен, парень был невероятно счастлив, не ожидал.

Еще мне предложили сняться в продолжении сериала «Нежность», первую часть которого снимала Анна Меликян. Это прекрасная история, в которой главным действующим лицом была Виктория Исакова, а сейчас главным действующим лицом стал странный персонаж, которого играет Евгений Цыганов. Это мужской взгляд. А я сыграл его противного соседа по палате в больнице, который ради своей любимой женщины устраивает скандал, чтобы ему дали другой матрас. И он действительно добивается матраса и приволакивает его ночью в палату к любимой, чтобы ей было удобнее. Это три или четыре дня работы, и тоже замечательная группа, прекрасные партнеры. Надеюсь, получится хорошо, мне очень понравилась первая «Нежность». Вот в таких историях я еще готов сниматься. Бонусом было то, что снимали относительно недалеко — в больнице на Пулковских высотах.

По сравнению с моим временем невероятно вырос комфорт на съемочной площадке, просто удивляешься. Отдельный вагончик для отдыха, гримерные столики, питание, к тебе приходят и спрашивают: «Что вы будете на первое, на второе, на третье?» Я не едок, не люблю есть на съемочной площадке, но зато там можно было курить где хочешь. Это для меня счастье. Обо мне все время пытались позаботиться: «Можно вам заменить кресло?», «А вам удобно?», «Вам не дует?», «Аккуратно, здесь ступеньки, позвольте, мы поможем» — как будто тебе 300 лет и над тобой издеваются.

Я очень сложно иду на контакт с молодежью. Вы мне скажите, что нужно, я вам это сделаю. Если не устраивает, предложу еще вариант. Попасть в яблочко очень сложно. Особенно я ощутил, насколько все изменилось, когда снимался у Жоры Крыжовникова в фильме «Самый лучший день!», там вся молодежь импровизирует, текст не учит, пять камер стоит, куда смотреть — не ясно. Я согласился там сниматься только из-за Инны Михайловны Чуриковой, но даже дав согласие, не понимал, чего от меня хотят, что за сценарий.

Я позвонил ей и спросил:

— Инна Михайловна, про что играть?

— Миша, да про любовь.

На этом разговор был закончен, ведь если Чурикова будет играть в этом фильме про любовь, тогда и мне сам Бог велел. Конечно, если бы мой хороший товарищ Василий Ливанов сказал: «Миш, нужно!» — я бы ему поверил, потому что мы с ним в одной тональности. Или если бы Алиса Бруновна Фрейндлих сказала: «Мишка, давай попробуем...» — я бы не усомнился.

— Вы говорили, что на площадке сейчас какие-то нереально комфортные условия, а какими они были раньше?

— Не было гримерных вагончиков, в жару — кондиционеров и так далее. Допустим, я приезжал в Ялту на съемки «Собаки на сене», вот Воронцовский дворец, там комната, в которой стоит стол и зеркало, — и все. И там рассаживаются Маргарита Борисовна Терехова, ваш покорный слуга и абсолютно все, кто снимается. Люди ходят туда-сюда, переодеваются.

Когда снимали «Трех мушкетеров», мы просто в автобусе сидели и нас гримировали. Конечно, когда работали в павильонах «Ленфильма» и «Мосфильма», сидели в гримерках, но на выезде всегда был нулевой комфорт. Но это меня не волновало. Периодически случались проблемы из-за непогоды. И это нормально, понимали все. Сейчас условия высшего класса, и операторская техника серьезно шагнула вперед, фильмы снимают с самых неожиданных ракурсов, даже с квадрокоптеров.

— Младшие внуки Андрей и Гриша видели ваши фильмы?

— Может быть, фрагментарно, но они не очень любят смотреть дедушку. Думаю, «Мушкетеров» они не смотрели целиком, разве что случайно по телевизору серию видели. Полагаю, они и мамины фильмы не смотрят, да и папины тоже. «Триггер» им точно смотреть рановато. Андрею только одиннадцать лет, Грише пять. У них айпад со своими мультипликационными героями. Они и в театры-то ходят не то чтобы очень охотно. Мы их водим на детские спектакли, но увлечения этим, слава Богу, нет ни у одного.

— Слава Богу?

— Конечно. Сегодня я у актерской профессии не вижу перспектив. Это больше такой коммерческий вариант, как желтая пресса. Нет фильмов, которые потрясают. Я когда маленьким был, посмотрел картину «Александр Невский», и до сих пор не могу отойти от впечатления, от музыки Прокофьева, от актеров, от чувства, которое возникает после. Таких фильмов сейчас просто нет. Одна реклама с утра до ночи «Повелителя ветра», но зачем мальчишкам это нужно, если у них в айпаде спецэффекты в сто раз интереснее? Взрослые, возможно, его посмотрят. Но детям, я не уверен, что он нужен. Или «Вызов»... Меня не интересует эта тема, понимаете? Я лучше посмотрю «Свадьбу» Чехова с Фаиной Раневской, Алексеем Грибовым и Осипом Абдуловым. Как они играют, мама дорогая! Я с радостью смотрю старые, записанные на пленку спектакли БДТ, например «Мещане». Туда окунуться, увидеть фильм Белинского «Мертвые души», где Луспекаев играет Ноздрева, — это наслаждение... Артистов не стало, стали звезды. Звезда сериалов, звезда рекламы, звезда титров.

Все забыли про такого гениального Олега Стриженова. А я думаю, он единственный, кто мог бы сыграть в «Оводе» и «Сорок первом». И то, что он не сыграл князя Болконского, для меня — трагедия.

Вот тогда были Артисты — от Юматова до Луспекаева... Будут ли такие еще? Для меня — нет... Ощущение, что как-то все помельчало. Вот Василий Борисович Ливанов сыграл роль Шерлока Холмса, но он не звезда сериала, а сам Холмс.

— Точно так же как вы д’Артаньян.

— Я ценю то, что было, и к этому уже привык. Но это все уже цветки из старого венка.

— Почему такая бешеная популярность была у «Трех мушкетеров»? Этот фильм стал легендой на долгие десятилетия.

— Вероятно, из-за материала, потому что все так привыкли к производственным темам и наелись героями социалистического труда, что сам материал был как глоток воздуха. А Дунаевский вселил в драматургию такую потрясающую романтику, просто с ума сойти. Это все равно что на зону, где одна баланда, принесли мороженое, пирожки и все что угодно, накрыли стол:

— Ешьте, развлекайтесь.

— И курить можно?

— Курите, все можно.

— И рюмочку?

— И рюмочку.

Мне за это попало, какой-то ветеран написал: «Что это Боярский поет — «Красавице и кубку...»? Это развращение молодежи!» А это и привлекало больше всего — оторванные от быта люди, которые ради любви, дружбы, чести и достоинства готовы на все что угодно. Но это Дюма, тут ничего не попишешь.

Хилькевичу повезло, что именно ему дали это снимать. Думаю, что многие режиссеры мечтали бы о таком материале...

— А вам повезло, что вы д’Артаньян?

— Конечно, повезло. Правда я не оценил этого предложения. Я понимал, что съемки в трехсерийном фильме — не два дня. Где-нибудь эпизод — вот это я понимаю. Идеально же было — сыграл небольшую ролишку в «Соломенной шляпке». Вот если так, пожалуйста. Миронов, Козаков, Фрейндлих и ваш покорный слуга вместе с самыми любимыми артистами в стране изображает какого-то синьора Нинарди, итальянского тенора. Один съемочный день! Вот это работа, вот это повезло — кругом звезды, ты рядом с ними, можно что-то спеть, пофехтовать, да еще и ехать никуда не нужно — все в ленинградском Доме композиторов снимают. И от любимого театра не отвлекает. Потому что тогда меня интересовал только Театр Ленсовета, только партнеры: Петренко, Фрейндлих, Равикович, Дьячков, а еще Гладков, Ливанов, и Таривердиев, и Колкер, и самое главное — сам худрук Игорь Петрович Владимиров.

Когда мне сказали:

— Вам нужно приехать в Одессу на пробы, — я ответил:

— Слушайте, никуда я не хочу.

Причем мне предложили на выбор Атоса или Арамиса. Я решил не ехать. Потом позвали на роль Рошфора, тоже не сдвинулся с места. А когда пришла телеграмма: «Приезжайте на пробы д’Артаньяна» — я съездил, попробовался и забыл. Только через полтора или два месяца пришел ответ: «Вы утверждены на роль д’Артаньяна».

Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Михаил Боярский на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978 год. Фото: архив «7 Дней»

Сниматься в ней должен был Высоцкий, но Владимир Семенович отказался, потому что уже работал в картине «Место встречи изменить нельзя»... Я могу представить, какой это был бы потрясающий д’Артаньян с его физикой, с его голосом и с его музыкой. Вышел бы другой фильм, может быть, в сто раз лучше. Но получилось так, как получилось.

Венька Смехов, Валька Смирнитский, Игорь Старыгин, Владимир Яковлевич Балон, Маргарита Терехова, которая снималась вместо Лены Соловей, и ваш покорный слуга — компанию Хилькевич собрал хорошую, но неспокойную. Я тогда не понимал, насколько мне повезло. По большому счету все в моей жизни — это счастливый случай, а не плод бессонных ночей и сумасшедшей работы.

— Много ли зависит от удачи в актерской судьбе?

— Девяносто процентов. Повезло, что первая моя большая роль состоялась в драматургии Вампилова, а не Тютькина. Что компания в его «Старшем сыне» была потрясающей — Леонов, Караченцов, Крючкова, Векслер, оператор потрясающий, режиссер Мельников. Когда меня утвердили на роль Сильвы, я думал, что всего достиг — что может быть выше?

Дальше все пошло само собой. Почему я попал на роль Волка в фильм «Мама»? Меня утвердили по фотографии: «Он на Волка похож». Да еще в паре с Гурченко! Ну, как это так случилось? Не знаю.

Михаил Боярский в фильме «Мама», 1976 год. Фото: «Советский экран»/Fotodom

Как я попал в фильм «Собака на сене»? Случайно. Был утвержден на роль Рикардо, которую в итоге играл Караченцов, костюм уже подготовили. Уехал на гастроли в Киев, приходит телеграмма: «Приглашаем вас на роль Теодоро». Кто он такой, я точно не знал, понятно было одно: он — главный персонаж, так и согласился.

Я был глупый, молодой, не задумывался, что будет дальше. Каждый раз роль получаешь, будто руку в мешочек с сюрпризами запускаешь. Достаешь — попал, попал, а потом зеро, опять зеро...

Но нужно, конечно, быть достойным того сумасшедшего подарка, который преподносит судьба. Представьте, дали д’Артаньяна — не сыграл. Дали Волка — не сыграл. Так ведь тоже могло быть. Нужно все-таки успеть вскочить в несущийся поезд и так, чтобы под колеса не попасть и доехать до нужного места.

Бывали у меня фильмы и не очень удачные, и не очень известные, но не менее дорогие. Например, «Комиссия по расследованию» Бортко, но зато я там рядом с Ефремовым. Это такое наслаждение. Потом «Тарас Бульба», отзывы на него пришли неоднозначные, но партнеры там потрясающие.

Михаил Боярский в фильме «Мосты», 1973 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Мой первый фильм «Мосты» вообще прошел незаметно. Его снимал режиссер Паскару на молдавской киностудии, я играл роль Гицу... Туда я попал случайно — приехал на пробы фильма «Романс о влюбленных» Андрона Кончаловского, уверенный в том, что это моя роль, ведь я волосатый, с гитарой. Не знаю всяких закулисных интриг, но утвердили не меня, а Киндинова. Зато меня заметила компания, которая подбирала артистов среди тех, кого выбросили от Кончаловского, и предложила сняться на молдавской киностудии. Я ничего не знал — ни сценария, ни режиссера, ни в Молдавии ни разу не был, — но я приехал в Кишинев и начал работать. Во время съемок многое понял в профессии — где камера стоит, где крупный план, где общий, как озвучивают картину — я никогда этого не делал прежде. И плюс денег заработал. После нищенской зарплаты в театре я получил 1200 рублей и ощутил себя миллионером.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джулия Робертс и три ее самых заветных желания Джулия Робертс и три ее самых заветных желания

Второй Джулии Робертс все еще нет как нет

Караван историй
Топ-10 лучших бизнес-книг 2023 года: выбор Forbes Топ-10 лучших бизнес-книг 2023 года: выбор Forbes

Лучшие бизнес-книги, которые будут интересны не только предпринимателям

Forbes
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
«Мне хотелось не видеть его совсем»: история одной школьной травли глазами буллера «Мне хотелось не видеть его совсем»: история одной школьной травли глазами буллера

Почему буллеры не могут остановиться? Ищем ответ в рассказе «По парте»

Psychologies
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих

Что самое удивительное в машинах Tesla, о чем никто не знает?

ТехИнсайдер
Лариса Лужина: Лариса Лужина:

Обычная жизнь всегда скучнее той, которую для тебя придумали в сценарии

Коллекция. Караван историй
«В постели с абьюзером»: глава из книги и рецензия «В постели с абьюзером»: глава из книги и рецензия

«В постели с абьюзером» — «маст-рид» для тех, кто сталкивался с таким лично

Psychologies
«Аббатство Даунтон»: Миллионные вложения, армия поклонников и похвала Елизаветы II «Аббатство Даунтон»: Миллионные вложения, армия поклонников и похвала Елизаветы II

Почему именно «Даунтон» завоевал сердца зрителей? Здесь нет ничего случайного

Караван историй
«Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.» «Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.»

Жизнь Константинополя после падения Рима

N+1
Стелла Ильницкая. Верю в чудо Стелла Ильницкая. Верю в чудо

Если приглядеться, жизнь — это одно сплошное чудо, которого мы часто не замечаем

Коллекция. Караван историй
Шоураннер — это человек, который создает мир Шоураннер — это человек, который создает мир

Свою колонку Александра Ремизова посвятила своей главной страсти — кино

СНОБ
В гостях у лабынкырского черта В гостях у лабынкырского черта

Есть в Оймяконском улусе одна достопримечательность, весьма суровая...

Зеркало Мира
Названы мужские и женские имена, которые отталкивают потенциальных партнеров Названы мужские и женские имена, которые отталкивают потенциальных партнеров

Как имя влияет на возможность построить отношения?

Psychologies
Опять 25. Какая еда помогает не стареть Опять 25. Какая еда помогает не стареть

Cоветы по антивозрастному питанию, к которым точно стоит прислушаться

Лиза
Удивительная польза диеты! Исследование: ограничения в питании замедляют старение мозга Удивительная польза диеты! Исследование: ограничения в питании замедляют старение мозга

Как диеты влияют на человеческий мозг?

ТехИнсайдер
Персональный «врач» у вас в кармане Персональный «врач» у вас в кармане

Новые портативные приборы помогут врачам выявлять скрытые патологии

Монокль
Куда заливать гель для стирки в машине-автомат Куда заливать гель для стирки в машине-автомат

Куда заливать гель для стирки в машинку, а куда засыпать сухой порошок?

CHIP
За чашечкой кофе За чашечкой кофе

Важные причины, почему не стоит давать ребенку кофе

Лиза
Хищное чудо из Ориноко Хищное чудо из Ориноко

Необычная экзотическая внешность и любовь аквариумистов – черепаха мата-мата

Знание – сила
Месть матери: громкое дело Марианне Бахмайер, отомстившей убийце своего ребенка прямо в зале суда Месть матери: громкое дело Марианне Бахмайер, отомстившей убийце своего ребенка прямо в зале суда

Марианне Бахмайер застрелила в прямо в зале суда соседа, и это была месть

VOICE
Топ-5 успокоительных трав для нервной системы, которые справятся лучше медикаментов Топ-5 успокоительных трав для нервной системы, которые справятся лучше медикаментов

Как помочь себе и своей нервной системе с помощью натуральных трав?

Psychologies
«Лучше бы не знала» «Лучше бы не знала»

Истории людей, которым стали случайно известны чужие тайны

Лиза
Вы поразитесь! Вот как военный инженер из США изобрел пружинку «Слинки»: история игрушки Вы поразитесь! Вот как военный инженер из США изобрел пружинку «Слинки»: история игрушки

Не всем известно, что знаменитая пружинка «Слинки» была «случайным изобретением»

ТехИнсайдер
Океанический венус, посидония и тихоходка: организмы, которые дольше всех могут жить на планете Океанический венус, посидония и тихоходка: организмы, которые дольше всех могут жить на планете

Эти существа могут не стареть и поддерживать свою жизнедеятельность очень долго

ТехИнсайдер
Бесы внутри и снаружи. Новый фильм Ивана И. Твердовского «Панические атаки» Бесы внутри и снаружи. Новый фильм Ивана И. Твердовского «Панические атаки»

Картина о девушке, которая пытается справиться с душевными травмами

СНОБ
Проблемы в отношениях? Вот как изменить свой тип привязанности: объяснение экспертов Проблемы в отношениях? Вот как изменить свой тип привязанности: объяснение экспертов

Как люди могут развить более безопасный стиль привязанности

ТехИнсайдер
Идеальное свидание: романтические выходные только для двоих Идеальное свидание: романтические выходные только для двоих

Мы собрали лучшие идеи, которые помогут парам расслабиться

Караван историй
10 малоизвестных и забытых фактов о советских самолетах 10 малоизвестных и забытых фактов о советских самолетах

Мы собрали некоторые интересные факты о советских самолетах и «Аэрофлоте»

Maxim
С небес на землю С небес на землю

Как дистанционное зондирование Земли обеспечивает нашу безопасность

Наука и техника
Открыть в приложении