Маски шоу: история легендарных советских художников Кукрыниксов
XX век прошел под знаком карикатуры — она была мощным идеологическим оружием как в мирное время, так и во время войны. И главными советскими карикатуристами были, конечно, Кукрыниксы. «Правила жизни» вспоминают легендарных художников и выясняют, как все трое стали полковниками.
Карикатура в России начала активно развиваться после революции 1905 года. С принятием манифеста о политических свободах пресса получила возможность печатать более злые критические статьи и комментарии о текущих событиях. Тексты в таких сатирических журналах тех лет, как «Жупел», «Нагаечка» и «Сатирикон», часто сопровождались карикатурами на злобу дня.
Советская же карикатура началась с военной пропаганды. Самым известным карикатурно-пропагандистским проектом ранних лет советской власти стали «Окна РОСТА» (РОСТА – Российское телеграфное агентство, предшественник ТАСС). Эти «окна» представляли собой плакаты, рассказывающие о достижениях большевиков и победах Красной армии.
«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов»; «Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой. <...> Это новая форма, введенная непосредственно жизнью. <...> Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек», – писал Владимир Маяковский, сам работавший над «окнами». Он сочинял к ним подписи.
Опыт составления таких карикатур Маяковский получил еще в Российской империи – подписывал лубки, высмеивающие германца и австрияка:
И тому подобные. Столь же бойкие стишки Маяковский стал сочинять и для новой власти. В годы Гражданской войны «Окна РОСТА» тиражировались десятками экземпляров и вывешивались в витринах опустевших магазинов. Рисовали плакаты от руки и по трафарету. Преобладали красный, черный и желтый цвета, а формы были максимально простыми.
Карикатуристы восхваляли крестьянина-бедняка и рабочего, клеймили попа, кулака и капиталиста, на плакатах торжествовал красноармеец с огромным штыком и был бит ряженый белогвардеец.
Рисовали «Окна РОСТА» такие художники, как Дмитрий Моор (вскоре он создаст один из самых известных плакатов Гражданской войны: «Ты записался добровольцем?»), Иван Малютин (бывший участник «Бубнового валета»,) участвовали в их создании художники Казимир Малевич, Аристарх Лентулов и, разумеется, Кукрыниксы (о них – позже).
Первые «окна» нарисовал Михаил Черемных: карикатурист за 2,5 года создал сотни рисунков. Их можно было легко тиражировать с помощью трафарета.
«План советской властью дан – я доволен ею. Как велит советский план – землю всю засею!» – гласил один из плакатов, призывающий к посевной. Выглядели «Окна РОСТА» как комиксы: обычно разделенные сюжетно и последовательно на четыре квадрата изображения. Примитивно и весьма доходчиво.