Почему растет спрос на северные экспедиции и зачем вообще туда едут люди

Y MagazineПутешествия

А мы идем на Север!

Текст: Евгений Китаев

Круизы с «Клубом полярных путешествий» не совсем похожи на таковые: это скорее познавательные приключения или небольшие экспедиции

Русский Север всегда манил и торговцев, ищущих короткий путь в Китай и Индию, и промышленников, осваивающих природные богатства. В последние годы по стопам поморов и голландцев отправились многочисленные суда с туристами. Мы пообщались с представителями трех разных компаний: «Морской практики», «Клуба полярных путешествий» и «Силы ветра», — организующих морские путешествия на Север, чтобы выяснить, почему растет спрос на такие экспедиции и зачем вообще туда едут люди.

Как получилось, что вы стали организовывать морские экспедиции в труднодоступные места на Севере?

Константин Попов, основатель «Морской практики»: «Я вырос в семье ученых в Новосибирском академгородке. Когда мне было 8 лет, в руки попалась книжка “Паруса над волнами” Николая Внукова про путешествия Лаперуза, Кука, Беллинсгаузена, Лазарева, Дрейка, в общем, история Великих географических открытий. Я эту книжку зачитывал до дыр.

В 2014 году я прошел практику на знаменитом паруснике “Крузенштерн”. Я знал минимум два десятка увлеченных парусами и морем людей и решил превратить свою страсть в образовательный проект. Так появилась “Морская практика”.

Наблюдение за морскими млекопитающими во время путешествий по Северу становится ежедневным ритуалом

Сначала мы ходили только на “Крузенштерне”, потом добавили “Седова”, “Херсонес”, “Палладу”, нам стало не хватать российских парусников, и мы стали ходить на иностранных лодках.

В какой‑то момент посмотрели, где мы, русские, можем выиграть конкуренцию. Конкурировать с голландцами в Северном море бесполезно: они знают здесь все ходы-выходы. Выяснилось, что самые интересные районы для нас — Арктика и Антарктика. Русские освоили эти моря и имеют большой багаж знаний.

Мы начали ходить на Север на маленькой яхте. И сегодня в нашей копилке уже и Антарктида, и Новая Земля, и Земля Франца-Иосифа… »

Николай Савельев, основатель «Клуба полярных путешествий»: «Я сибиряк, родился в Кемеровской области. В детстве мы с семьей переехали в Новороссийск, и я пошел учиться в Высшее мореходное училище. В начале 1990‑х годов я приехал в Мурманск, попал в Мурманское морское пароходство на ледоколы, прошел по Северному морскому пути и навсегда влюбился в Арктику.

Когда распался Советский Союз, огромная часть флота оказалась невостребованной. Я основал судоходную компанию “Посейдон”, мы управляли несколькими старыми сухогрузными судами, которые в 1997 году были проданы. Встал вопрос: что делать дальше? И тут Мурманское морское пароходство предложило нам попробовать заняться полярным туризмом.

Так в конце 1990‑х появился “Клуб полярных путешествий”. Тогда мы организовывали экспедиционные круизы на Северный полюс и по Русской Арктике на борту ледоколов, а сегодня компания — один из мировых лидеров на рынке экспедиционных круизов в полярные регионы. А в России — единственный организатор путешествий в Арктику, Антарктику и на Северный полюс на ледоколе и экспедиционных судах ледового класса».

Фьорд, на котором стоит поселок Чупа, — очень красивое место, до которого самостоятельно добраться нелегко. «Сила ветра» уже накопила большой опыт в организации путешествий по Белому морю

Александр Сколков, креативный директор и сооснователь «Силы ветра»: «В 2015 году я почти случайно в Интернете набрел на Чупинский морской клуб, посмотрел их проекты и понял, что это классные ребята. Я собрал друзей и приехал к ним, чтобы попутешествовать на их лодках, познакомиться и что‑то узнать про то, как выглядит водный поход по Белому морю и Карелии. В это все я мгновенно влюбился.

Чупинский морской клуб появился достаточно давно, еще во времена Российской империи, а сам поселок Чупа спрятан в длинном беломорском фьорде, который защищает его от ветров.

Из нашего желания показать аудитории новые прекрасные места и гостеприимности ребят из чупинского клуба выросла экспедиция на Белое море. За все время нам удалось отвезти туда сотни людей. Теперь у нас есть возможность показать Север всем, а у клуба появился приток денег, которые они тратят на ремонт лодок, проведение образовательных мероприятий и экологических акций».

Какие суда вы используете? Чем путь по воде лучше, нежели по суше?

Константин Попов: «Я предпочитаю шхуны. На яхте вся природа близко, только руку протяни. Я привык видеть, чувствовать эту стихию на кончиках пальцев — только так ты ее понимаешь.

Важна и вовлеченность. У нас группа на борту — до 25 человек, фактически одна семья. Вы знаете всех в лицо, вы становитесь частью экипажа, учитесь управлять парусами. Одно дело, когда вам лекции читают на борту и показывают какие‑то слайды, а другое — когда вы делаете все сами. Мы практики, а не теоретики. Плюс ко всему мы тихие, экологичные, и да, паруса — это еще и очень красиво!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении