Российский кинорежиссер Тома Селиванова: С детства знала, что прадедушка объявлен врагом народа
26 января на Роттердамском кинофестивале показали дебютный фильм выпускницы МШНК Томы Селивановой «Пепел и доломит». Селиванова сняла кино о трудовых лагерях в СССР. Эксклюзивно для «Сноба» Дмитрий Елагин поговорил с режиссером о врагах народа, расстрельных полигонах, любовной линии и психотерапии
Вы получили грант Роттердамского кинофестиваля в 2020 году перед пандемией. Не было ли у вас желания все бросить?
Именно что было — активная фаза подготовки к съемке началась только в начале 2022-го. Мы с продюсерами все же решили запустить проект, хотя потеряли часть бюджета и отменились съемки в Брюсселе. Было абсолютно непонятно, смогу ли я физически и психологически снять кино о памяти и цене памяти, но осознала, что не будет более правильного момента для подобного разговора.
О чем конкретно этот разговор?
В учебниках истории России много написано о масштабных стройках СССР, но мало сведений о строителях. Мы все продолжаем пользоваться этим наследием, часто не зная, чьими руками оно было возведено. Вот эти мои мысли о пустых и вырванных страницах истории в итоге вылились в «Пепел и доломит».
В 2023 году в Каннах показали фильм Стива Маккуина «Оккупированный город» — четырехчасовой видео-арт на тему Холокоста. В 2021 году Педро Альмодовар снял «Параллельные матери» про времена режима Франко — там главная героиня организовала эксгумацию захоронений в родной деревне. Как думаете, почему стали снимать кино про воспоминания?
Я могу говорить только про себя. Я не видела ни одного дедушки, оба умерли до моего рождения. Но, если взглянуть на фотографии, сходство с ними налицо. Можно допустить, что мне передалась не только их внешность, но и какие-то черты характера, привычки, страхи.
Я с самого детства знала, что мой прадедушка по маминой линии объявлен врагом народа, этот факт никогда не держался в секрете. Его семья жила в городе Касимов, у них была своя пекарня и магазин, но это все отобрали в пользу государства, Прадедушку объявили врагом народа и вместе с семьей сослали в Архангельск. Поэтому его сын, то есть мой дедушка, не имел права на высшее образование. А во время войны он попал в плен. Когда вернулся домой — его назвали предателем родины и отправили в трудовой лагерь. Я все это знаю, потому что об этом говорили в моей семье.
Ваш фильм — это, в первую очередь, разговор об истории того периода?