Коллекция. Караван историйЗнаменитости
«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы
«Лаврова продолжала вести себя неосмотрительно. Во Франции завела роман с русским художником-эмигрантом. Что вообще могло кончиться для нее плохо! Но Таня жила легко, ничего не боялась. Она не думала, она чувствовала! Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны. Это было для Тани главным в мужчине. У них могло не быть денег, красоты, но талант — непременное условие!» — рассказывала подруга Татьяны Лавровой Наталья Завальнюк.
Наше знакомство с Таней началось в 1958 году, когда, отдыхая в знаменитом Доме творчества в Коктебеле, мы попали в один номер. Оказалось, что все места там были заняты, и нас поселили в двухместный номер втроем: Таню и нас с моей знакомой Ириной Мазурук. Она еще не была тогда женой Ефремова. На всех мужчин Ира производила сногсшибательное впечатление: ни один не мог удержаться, чтобы не проводить ее взглядом. Сексапильность была заложена в ее природе... В советское время таких женщин встречалось мало. Трудно было даже вообразить, что Ира станет терпеть какие-то бытовые неудобства. Но и Таня Лаврова не собиралась перед Ирой пасовать. Она сразу заявила: «Я на полу спать не буду!» Пришлось мне проявить дипломатичность: «На полу могу поспать и я». В итоге мы спали так по очереди.
В роду у Тани были такие люди, как Викула и Савва Морозовы — последний был меценатом, который создавал со Станиславским и Немировичем-Данченко Художественный театр. А еще тот самый революционер Николай Шмит. И действительно, в Тане, с ее утонченной красотой, чувствовалась какая-то порода. Во всяком случае, в ее характере никогда не было мелочности. Хотя ее манеры и поступки, бывало, многих шокировали.
В тот год, когда мы отдыхали вместе в Коктебеле, Тане было всего 19 лет, но она уже успела выйти замуж — за знаменитого актера Евгения Урбанского (он как раз снялся в фильме «Коммунист»). При этом она не вела себя как замужняя дама. Во всяком случае, меня она не познакомила с Евгением, ни слова о нем нигде не говорила. Да и о причине их расставания не рассказывала. Казалось, она просто думать забыла об Урбанском. Ведь он всегда был где-то, много снимался...
Ну а в Коктебеле Таня со свойственной ей способностью увлекаться широко раскрытыми глазами смотрела на поэта Валентина Тура. Надо ведь знать, что такое Коктебель в те годы! Это место притягивало всех культурных и интересных людей, всю творческую элиту. Писательские и артистические компании сливались воедино. По вечерам все сидели на пляже, пели песни, читали стихи... И было видно, как Таня за Туром «ухаживает». Вскоре этот «бастион» пал, и между ними разгорелся страстный роман. Замужество Тане, как всегда, ничуть не мешало...
Перед чарами Лавровой не смог устоять даже Баталов
Сразу после окончания Школы-студии МХАТ Таню позвали работать в Художественный театр. Им нужна была молодая героиня в пьесу Чехова «Чайка» (Таня сыграла роль Нины Заречной). Большая удача! Хотя ей, наверное, было там скучновато. Мхатовские «старики», которых в то время в театре было очень много, хранили традиции, установившиеся еще при Станиславском и Немировиче-Данченко. Нравы в театре царили строгие. Во всяком случае, на вид. Помню, как Борис Ливанов, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Анастасия Георгиевская после спектакля в артистическом кафе пили чай, подобно купцам в пьесе Островского. Но чай этот был крепок: официанты разливали коньяк в чайные чашки и приносили им на подносе. Зато никто из публики не мог потом сказать: актеры МХАТа выпивают после спектакля.
Таню в труппе приняли хорошо. Вот только попросили сменить фамилию Андриканис (ее отцом был кинооператор Евгений Андриканис) на какой-нибудь псевдоним. Таня созвала всех друзей, они написали несколько фамилий на бумажках. Потом записки сложили в шапку. Так жребий решил, что Таня станет Лавровой.
Именно под этой фамилией она дебютировала в кино. И почти сразу такая удача! Яркий, заметный фильм «Девять дней одного года». Его и сейчас помнят, а тогда, в 1961 году, этот фильм пересматривали по многу раз — это было модно, герои поражали, волновали... Импозантный, циничный и загадочный Смоктуновский, сложно чувствующий, мечущийся Баталов... И главная героиня, которая позволяет себе любить двоих, хотя в итоге отдает предпочтение герою Баталова. В жизни Таня тоже выбрала Баталова. У них начался роман, устоять перед Таниными чарами мало кто мог. А для нее самой ответить на страстный призыв мужчины никогда не было проблемой. Другое дело — кого-то полюбить. Вот и Баталова Таня не любила, он ее не увлек надолго.
После выхода фильма на экраны Таня стала выезжать за границу. Однажды отправляли делегацию в Мексику. Как всегда, Лаврову собирали всем миром, ведь в те годы сделать достойный гардероб для советской актрисы было проблемой. Я ей помогала. Я и для съемок в фильме «Девять дней одного года» давала костюмы... Там есть одна сцена, когда герой Баталова говорит жене: «Миленький халатик». — «Я ношу его уже месяц, каждый день», — отвечает она. Такой «миленький халатик» советской женщине достать было негде, а у меня имелись родственники за границей, и они иногда присылали мне какие-то вещи. Некоторые из них можно увидеть на Тане в «Девяти днях одного года». Как этот халатик и еще выходное платье... Оно же потом поехало с Таней в Мексику. Позднее она рассказывала, как стояла на приеме, окруженная джентльменами во фраках, и было видно, что каждый из них ради нее готов на все! И тогда Таня подняла рюмку и скомандовала: «Все в бассейн!» Несколько человек прыгнули в воду не раздумывая! Было очень весело. Хотя с выездом за границу у Тани на несколько лет возникли проблемы. Ведь дерзкая, непредсказуемая — значит, неблагонадежная. Но даже когда ее снова начали выпускать, Лаврова продолжала вести себя неосмотрительно. Во Франции завела роман с русским художником-эмигрантом. Что вообще могло кончиться для нее плохо! Но Таня жила легко, ничего не боялась. Она не думала, она чувствовала! При ее красоте это означало: больших перерывов между мужчинами у нее не случалось. Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны. Это было для Тани главным в мужчине. У них могло не быть денег, красоты, но талант — непременное условие!