«Я ничего не успеваю!»: как освоить тайм-менеджмент и перестать опаздывать — советы эксперта
«Ах, боже мой, боже мой! Как я опаздываю!» — трагически восклицал Белый кролик, персонаж «Алисы в Стране Чудес». Вам случается часто ему вторить, ведь вы тоже ничего не успеваете? Возможно, самое время ознакомиться с практическими рекомендациями для тех, кто устал проигрывать в неравных схватках со временем.
«Я не понимаю, куда провалились полгода, — в панике восклицает 32-летняя Алла. — Через две недели моя диссертация должна быть у рецензента, а у меня первая половина в черновике, а вторая вообще состоит из разрозненных заметок! Не представляю, что буду делать». Ей вторит 45-летний руководитель отдела Валерий: «Для запуска проекта нужны расчеты, а мой сотрудник их задерживает, в итоге весь отдел тормозит».
Но сложности со временем начинаются в гораздо более раннем возрасте. Ученица 5 класса Саша тоже жалуется на острую нехватку этого ценного ресурса: «Нам столько задают, что я сижу над домашкой иногда до одиннадцати. А мне же хочется и с друзьями поговорить, и в компьютер поиграть!»
Но в сутках 24 часа — и больше не будет. Неудивительно, что около сорока лет назад появились специалисты, которые задумались над тем, как эффективно использовать те часы и минуты, которые у нас есть
С тех пор искусство управлять временем совершенствуется и специализируется — появляются пособия для бизнесменов, руководителей и офисных работников, продавцов и производственников. Специализация эксперта по тайм-менеджменту и личной эффективности Анны Всехсвятской — планирование «женского времени». Итак, уточняем детали и выявляем подводные камни — все, что необходимо учесть, чтобы наше управление временем своей жизни приблизилось к идеальному.
Общие принципы
Все профессионалы тайм-менеджмента согласны с тем, что полезно определять цели, а затем представлять их в виде конкретных и достижимых задач. Расставьте задачи в порядке приоритетов: сначала более важные и срочные, а менее важные — в оставшееся время. Проследите, чтобы отдых и личная жизнь тоже вошли в список задач.
Запишите все запланированные действия в виде списка и обозначьте, какое время, с вашей точки зрения, потребуется для их выполнения
Потом вы сможете сравнить это с тем, что получилось в действительности. В следующий раз это поможет вам рассчитывать время точнее.
А вот период, на который мы строим планы, разные специалисты определяют по-разному. На день, на месяц? «Когда я планирую время, предпочитаю расписать всю неделю по дням и сделать это в выходные за полчаса», — признается эксперт.
Учитывать контекст
Многие смотрят с утра на огромный список дел и сами пугаются объема. Единый большой список неудобен, потому что часть дел неактуальны в данный момент. Зачем целый день держать перед глазами перечень дел, которые нужно сделать вечером? Лучший способ — разделять списки дел по контекстам.
Можно ориентироваться на время дня, и тогда список дел распадается на «утренний», «дневной», «вечерний». Или списки «ребенок в школе» и «послешкольный». «Контекстом» может быть рабочий инструмент: телефон, компьютер — сделал разом все нужные звонки, потом включил компьютер, нашел статью, проверил почту и так далее.
Можно привязать списки к месту — дом, работа, выход в город. «Дома вы видите только перечень домашних дел, на улице — список покупок в магазине, дела в банке, на работе…» — уточняет эксперт. Выбирайте любой удобный вам принцип, по которому разделяете день на тематические контексты.