Что общего между фольклором и стрит-артом. Отвечают современные художники
В художественной галерее «Ростов» в Ростове-на-Дону проходит выставка стрит-арта «Всё это сказки». Увидеть работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ и Иркутска можно до 2 октября. Специально для «Сноба» кураторы, авторы и коллекционеры отвечают на вопрос, как связаны между собой стрит-арт и фольклор
Иван Симонов, современный художник и куратор выставки «Всё это сказки»
Для меня как куратора выставки очень четко выстроилась взаимосвязь между фольклором (в данном случае сказками) и уличным искусством. Стрит-арт-художник создает свои работы без оглядки на мнение окружающих, передает сформированные средой вокруг него смыслы и освещает волнующие его вопросы. В фольклоре же отражены быт, устои и традиции народов. Уличное искусство является ярким отражением окружающей действительности, при этом сама уличная среда постоянно меняется и трансформируется, как какой-нибудь лес из сказки, где все исчезает и появляется снова. Только вместо леса у художников — город, вместо леших и домовых — чикокеры и тои (чикокеры — те, кто сознательно портит чужие работы. Тои — новички в граффити, те, кто не знает правил и плохо рисует. — Прим. ред.), вместо заковыристых заклинаний — теги. А сами художники — то ли главные герои сказки, то ли диковинные звери.
Маруся Симонова, куратор выставки «Всё это сказки» и коллекционер
Меня сильно вдохновляет страсть художников рисовать в сложных, иногда экстремальных условиях: ночью, в плохую погоду, в труднодоступных местах, в подземельях или на стенах каналов, на высоте. Я собираю произведения стрит-арт-художников, графические работы или работы на холстах, и хочу продвигать их творчество в широкие массы.
Составляя такую коллекцию, невозможно быть вне контекста уличной среды, которая достаточно закрыта из-за того, что в ее основе лежат нелегальные действия и нарушения запретов. Так истории о художниках превращаются в мифы.
Фольклор стрит-арта складывается из нескольких слагаемых. Это личные истории самих художников и передаваемые из уст в уста рассказы про столкновения авторов с полицией, другими художниками, обычными прохожими. Это сокровища, то есть сами работы, порой спрятанные в укромных местах, до которых не так просто добраться. И супер-споты на неохраняемых заброшенных объектах — места, где рисуют уличные художники. (Чем больше знаковых и важных авторов работают на том или ином споте, тем он ценнее. —