Климат-контроль: как испытывают поезда на способность ездить в дождь и снег
Чтобы гарантировать работоспособность железнодорожных сообщений в различных климатических зонах – от жарких песчаных пустынь и влажных тропиков до заснеженных равнин с температурами за –40°С, поезда проверяют в самых суровых условиях – при ураганном ветре, под палящим солнцем, под дождем и в снежную метель – недалеко от центра австрийской столицы. Здесь, в Вене, находится самая большая в мире климатическая аэродинамическая труба Rail Tec Arsenal.
В предбаннике, за которым виднеется тяжелая металлическая дверь, стоят несколько вешалок с тяжелой долгополой зимней одеждой и ящик с перчатками. «Одевайтесь теплее! - говорит журналистам технический директор компании Rail Tec Arsenal Габриэль Халлер. — Температура там экстремальная, ветер, хоть и слабый…» Подтверждая его слова, над дверью горит табло с цифрами «11 км/ч, минус 43°С». Внутри, покрытый инеем и частично снегом, стоит локомотив Alstom PrimaII, который Rail Tec Arsenal в данный момент тестирует для климатических условий Казахстана. Сквозь ветровое стекло видны многочисленные датчики, наклеенные на различные поверхности и свисающие сверху в различных местах кабины. Габриэль начинает объяснять их назначение, но уже через полминуты, посмотрев на окоченевших журналистов, быстро закругляется и выводит нашу группу из климатической камеры. А локомотив остается — ему предстоит провести несколько дней при температурах от -45 до +50°С, с ветром, снегом и дождем.
Железнодорожный арсенал
Австрийская компания Rail Tec Arsenal (RTA) — одна из крупнейших в Европе организаций, которые занимаются климатическим и аэродинамическим тестированием. Байка, которую нам поведал один из инженеров RTA, гласит, что когда в 1950-х годах французские и немецкие железнодорожные ведомства договорились построить совместный исследовательский центр для аэродинамического и климатического тестирования, они никак не могли сойтись во мнении, в какой стране он будет располагаться. В итоге в 1961 году центр открылся в Австрии, правительство которой выделило для строительства площадку по соседству с Исследовательским институтом систем обогрева и охлаждения, расположенным на месте старого Венского арсенала. А новый центр, построенный в 2003 году в предместье Вены на смену старым мощностям, прослужившим 41 год, перенял историческое название.