Художник Роман Ляпин уверен, что именно творчество лечит от любых депрессий

Караван историйКультура

Роман Ляпин: "Бильярд - моя третья страсть после живописи и женщин"

Когда встаешь к холсту, все негативные мысли нейтрализуются, ты становишься сильнее. Уверен, именно творчество лечит от любых депрессий.

Наталья Черных

Фото: Даниил Конторович/из архива Р. Ляпина

днажды в пятом классе нам дали задание изобразить дома что-нибудь на свободную тему. У родителей имелся альбом по истории искусств, и в нем мне приглянулась «прикольная» картина Боттичелли — «Рождение Венеры». А на другой странице — фрагмент, голова богини. Я тщательно ее срисовал. Видимо, получилось убедительно, поскольку, когда принес работу на урок, никто не поверил, что я справился с ней без посторонней помощи. Мне стало ужасно досадно, что заподозрили в обмане. Ведь я так старался!

На самом деле в детстве меня несильно увлекало рисование. Я ведь хорошо пел, даже был солистом хора мальчиков Ленинградской капеллы. В старших классах освоил гитару и пытался дудеть в саксофон, но как-то не пошло, да и времени на все не хватало... Однако учительница что-то во мне разглядела и классе, кажется, в седьмом — ее предмета у нас в программе уже не было — сказала: «Роман, тебе ни в коем случае нельзя бросать рисовать, если хочешь, будем и дальше заниматься». И я вечерами бегал к ней домой, мы рисовали, говорили об искусстве, смотрели репродукции — у нее была колоссальная библиотека.

Первый визит во Флоренцию, 1991 год. Фото: из архива Р. Ляпина

Когда собрался поступать в «Муху» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. — Прим. ред.), испытал восторг от самой возможности находиться в этих прекрасных стенах, поскольку считаю здание академии одним из красивейших в городе. В моей жизни тогда появился важный человек — художник Михаил Михайлович Гоптарев, он стал наставником, подготовил к поступлению и сильно повлиял на многие мои дальнейшие решения.

В тот период я подробно познакомился с творчеством Михаила Врубеля и считаю его одним из своих кумиров. Еще очень нравился Николай Фешин, много о нем читал, изучал его стиль — первооткрывателя и новатора в фактуре, работавшего с вибрацией мазка, глубоко понимавшего композицию. Невероятно впечатлил Федор Васильев, он прожил всего двадцать три года, но все, что сделал, — гениально. Также в студенчестве увлекался Джексоном Поллоком, Густавом Климтом.

Увы, академическое образование увлекло ненадолго, меня обескураживала необходимость подстраиваться под учебный процесс. Я вообще с детства не люблю под кого-то или что-то подстраиваться. Как отношусь к разного рода учебным заведениям — объемный вопрос, скажу лишь, что создал свою школу, где совершенно иные принципы, не академические.

В «Мухе» я отучился три года, а затем уехал в Италию с выставкой. Преподаватель композиции Владимир Андреевич Горский посоветовал: «Рома, хотя бы получи справку о неоконченном высшем. Пригодится».

Я довольно успешно выставился в Риме, попал, как говорится, в струю: шла перестройка и ко всему русскому возник огромный интерес. Итальянцы раскупили все мои картины, которые привез.

В Италии у меня вдруг обнаружились незаурядные способности к языкам: года три говорил на английском, потом перешел на итальянский, и никому даже в голову не приходило, что я иностранец. До сих пор встречая итальянцев, спокойно с ними болтаю, хотя лет пятнадцать как перебрался обратно.

В Италии я открыл для себя Уильяма Тернера, вдохновился его колоритом и в какой-то момент вдруг понял, что он смотрел на мир через призму тех же эмоций, что и я. Тернер писал сердцем: не детали, а состояние.

Я много ходил по музеям — не только в Риме, но и в Венеции, Флоренции — и был совершенно потрясен Микеланджело, Караваджо. Эти открытия тоже сказались на дальнейшем творческом пути.

«Венеция. Вдали от карнавала», 2018 год. Фото: из архива Р. Ляпина

Мне оказался близок Марио Скифано, я застал его еще при жизни. Он был довольно специфическим человеком. Эпатажным, на грани. О таких обычно говорят: городской сумасшедший.

Вообще, художник на протяжении творческого пути сталкивается с огромным количеством информации и, хочет он или нет, всегда находится под влиянием того, что видит и с кем общается. Но своим студентам я говорю: «Кто и как бы на вас ни влиял— важно не забывать, что вы это вы. Если же что-то вдохновляет и затрагивает душевные струны — надо к этому очень бережно относиться...»

— На что потратили первые большие гонорары?

— Гонорары большими можно назвать с натяжкой, но на фоне друзей-коллег выглядели они существенно. Купил какую-то машину, а как потратить остальные свалившиеся деньги, не знал. Я ведь не имею вредных привычек: в казино не играю, наркотиками не балуюсь... Просто жил ни в чем себе не отказывая.

«Мост Святого Ангела. Зима в Риме», 2018 год. (Прямо за мостом — тот дом, в котором я снимал свою первую квартиру.) Эта картина скоро будет выставлена на аукционе Sotheby’s. Фото: из архива Р. Ляпина

В Риме поначалу поселился у моста Святого Ангела, в самом центре. Потом переехал в небольшую квартирку в удивительном доме, густо увитом диким виноградом. У меня имелся свой садик и миллион кошек, которые вечно там болтались. Впервые увидев это место, сразу им заболел. Квартирка была двухуровневой, в ней все время толклись гости — кто-то приезжал, кто-то уезжал. Мы выставляли в садик диван и столик с пятилитровой бутылкой вина, общались, играли в «Мафию», бренчали на гитаре, жарили мясо, ели спагетти. Кстати, я хорошо их готовлю.

К слову, в Италии успел поработать моделью. Рекламировал автомобиль «ягуар», снимался в ролике про всем известную минеральную воду. Забавно, что итальянцы иногда путали меня с актером Расселом Кроу, даже просили вместе сфотографироваться. Помню, две американки подошли у Колизея и чуть не завизжали от восторга. Но едва я открыл рот и заговорил на ломаном английском, их иллюзии улетучились...

— Почему вернулись в Россию, раз в Риме было так прекрасно?

— Наверное, настало время «собирать камни». В Петербурге родилась дочь, и как бы комфортно ни было человеку за границей, он все равно там гость. Однажды я тупо проспал самолет и несколько месяцев просидел в Питере — с семьей, с ребенком. С тех пор стал все дольше оставаться на родине, летал в Италию лишь решать вопросы. Потом сдал свою римскую квартиру студентам, раздарил вещи (наверное, в Риме осталось около двухсот пятидесяти картин), отправил контейнер с самым дорогим в Питер и окончательно вернулся. Вот, собственно, и все.

Работа с моделью, 1998 год. Фото: из архива Р. Ляпина

— Как я поняла, с «Мухой» в конечном итоге не сложилось?

— Больше я туда не возвращался. Пришло иное осознание себя в профессии. Видимо, сдвинулись приоритеты. Думаю, художник ценен тем, что не пытается кому-то нравиться, а гнет свою линию. Рынок современного искусства устроен специфически: если аудитория, настроенная тебя покупать, обывательская, то человек подыскивает симпатичную картинку, которая будет висеть на стене, — красивый пейзаж, натюрморт и так далее. А когда делаешь то, что нравится тебе, а не обывателям, это другое, и оно чувствуется. Есть там своя энергетика (хоть и не люблю этого слова). И из-за личной эмоции художника его картины растут в цене.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Олег и Марина Газмановы: Олег и Марина Газмановы:

Олег и Марина Газмановы понимают друг друга с полуслова

Караван историй
Какие продукты можно и нельзя есть при изжоге Какие продукты можно и нельзя есть при изжоге

Как справиться с изжогой и почему она возникает?

Cosmopolitan
Мирдза Мартинсоне: Мирдза Мартинсоне:

Сегодня Мирдзе Мартинсоне ей остро не хватает только одного - любимой работы

Караван историй
Один из самых полезных злаков на Земле: 9 причин есть овес и овсяные хлопья Один из самых полезных злаков на Земле: 9 причин есть овес и овсяные хлопья

Овес — один из самых полезных злаков на Земле

Cosmopolitan
Наши шесть соток Наши шесть соток

Герои «Татлера» оценили спасительную сень родных яблонь, вишен и калин

Tatler
Сосущий ротовой аппарат не помог многоножкам добиться эволюционного успеха Сосущий ротовой аппарат не помог многоножкам добиться эволюционного успеха

Подробно описали сосущий ротовой аппарат двупарноногих многоножек

N+1
Однажды на диком Западе... Однажды на диком Западе...

Особенности менталитета жительниц Европы и Америки

Лиза
Эклектичная история Эклектичная история

Картины и декор, привезённые из разных стран, вещи, доставшиеся по наследству...

Идеи Вашего Дома
Ирина Мирошниченко: Ирина Мирошниченко:

Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историй
Wow-эффект: как екатеринбуржцы создали маркетплейс цветов с оборотом 2,5 млрд рублей Wow-эффект: как екатеринбуржцы создали маркетплейс цветов с оборотом 2,5 млрд рублей

Основатели цветочного маркетплейса Flowwow начинали со скромного оборота

Forbes
Грачи не прилетели Грачи не прилетели

За полтора века изменилась не только среда обитания грачей, но и сами грачи

Наука
Новый Китай: чем индийский рынок онлайн-образования привлек инвесторов и бизнес Новый Китай: чем индийский рынок онлайн-образования привлек инвесторов и бизнес

Индийский рынок образовательных технологий притягивает к себе внимание

Forbes
10 причин, почему кошки лучше, чем собаки 10 причин, почему кошки лучше, чем собаки

Пора признаться, что кошки тебе действительно нравятся

Maxim
Порнография: как молодежь получает половое воспитание? Порнография: как молодежь получает половое воспитание?

Почему многие воспринимают порнографию как ресурс о половом воспитании?

Популярная механика
13 книг, по которым можно определить интроверта-интеллектуала 13 книг, по которым можно определить интроверта-интеллектуала

Больше всего на свете настоящий интроверт любит читать

Maxim
В поисках килограммов: как быстро и безопасно набрать вес В поисках килограммов: как быстро и безопасно набрать вес

Как помочь телу набрать вес?

Cosmopolitan
Мы не панды: почему вкусы и пристрастия разных людей так отличаются Мы не панды: почему вкусы и пристрастия разных людей так отличаются

Отрывок из книги «Почему люди разные» о разнообразии вкусовых ощущений

Forbes
Счастье есть: найти себя и быть довольной — советы психологов и коучей Счастье есть: найти себя и быть довольной — советы психологов и коучей

Над чем стоит поработать, чтобы встать на путь к обретению гармонии с собой

РБК
Квантовая телепортация в мобильном телефоне Квантовая телепортация в мобильном телефоне

Потенциально становится возможным использование квантовой телепортации

Наука
От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров

От царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до президентского Aurus

РБК
Что дарить на 23 февраля: айтишникам, интеллектуалам и будущим миллионерам Что дарить на 23 февраля: айтишникам, интеллектуалам и будущим миллионерам

Какие книги приведут в восторг предпринимателей, блогеров и шахматистов

Популярная механика
Шпаргалка для родителей: 50 лучших шуток и загадок для детей Шпаргалка для родителей: 50 лучших шуток и загадок для детей

Список шуточных загадок с подвохом для детей

Cosmopolitan
Я больше не боюсь Я больше не боюсь

В 42 года Лариса Амельченкова стала востребованной ампути-моделью

Домашний Очаг
Позвоню психологу: как психотерапия усложнила отношения работодателей с сотрудниками Позвоню психологу: как психотерапия усложнила отношения работодателей с сотрудниками

Психологический фон все чаще будет влиять на рабочие процессы

Forbes
Есть или не есть? Есть или не есть?

Кому и в каких случаях полезно лечебное голодание

Лиза
Искусство показать искусство Искусство показать искусство

О тех, кто придумывает главные музейные блокбастеры

GQ
Куда деваются воспоминания, когда мы забываем: оптогенетика Куда деваются воспоминания, когда мы забываем: оптогенетика

Что происходит с информацией, которую мозг получил, но не отложил?

Популярная механика
15 марта 44 года до н. э., Рим 15 марта 44 года до н. э., Рим

Гид путешественника во времени

Вокруг света
Есть ли у людей магнитное чувство? Есть ли у людей магнитное чувство?

Можем ли мы чувствовать север и юг, как перелетные птицы?

Популярная механика
Прогресс идет за вами: как современные роботы-пылесосы ориентируются в пространстве Прогресс идет за вами: как современные роботы-пылесосы ориентируются в пространстве

Как изменились навигационные способности умных помощников

Популярная механика
Открыть в приложении