Что такое педагогическая запущенность и как она изменилась в наши дни

СНОБМать и дитя

Разные лики педагогической запущенности

Как можно оценивать ситуацию, когда ребенок выпадает из сферы жизненных интересов родителей? И имеет ли значение, воспитывается ли он в асоциальном окружении или внешне вполне благополучной семье?

Катерина Мурашова

146ce11372d3ae12f5a46e6650360a23cdfe7dc79e64a2554db5df7434d8244d.jpg
Иллюстрация: Veronchikchik

Краткое определение понятия «педагогическая запущенность», которое дает словарь, приблизительно такое: отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками его обучения и воспитания. Подразумевается, что ребенок изначально родился  здоровым — и физически, и психически, но взрослые уделили недостаточно внимания его развитию и адаптации к среде. В первую очередь, конечно, речь идет о воспитании в семье. Разумеется, «педагогически запущенным» может оказаться и нездоровый ребенок, но это особые случаи и мы их сейчас не рассматриваем.

Основными признаками педагогической запущенности считаются:

— импульсивность;

— рассеянное внимание;

— несоблюдение известных ребенку правил (в семье, в обществе, в детском саду, в школе и т. д.);

— узкий кругозор;

— инфантилизм, поведение, характерное для более младшего возраста;

— трудности социализации в среде нормальных сверстников (при иногда вполне нормальной социализации с младшими по возрасту детьми или в компании таких же  «трудновоспитуемых», с отклоняющимся поведением, детей или подростков);

— показная грубость в общении, капризность, конфликтность;

— эмоциональная лабильность;

— апатичность;

— неспособность заставить себя и долго заниматься нужным, но неинтересным сейчас делом;

— лживость, на словах говорит все правильно и обещает, а делает совершенно другое.

Разумеется, у одного педагогически запущенного ребенка практически никогда не встречается абсолютно все вышеперечисленное. И одновременно все эти же признаки вместе или порознь бывают у детей неврологически нездоровых, с теми или иными органическими поражениями. Тем важнее дифференциальная диагностика, ведь действия для исправления ситуации необходимы разные. В случае больного ребенка — лечение. В случае здорового, но педагогически запущенного — изменение каких-то условий в окружающей его среде.

За время моей жизни и практики «картинка», окружающая и формирующая педагогически запущенного ребенка, несколько раз существенно менялась.

Когда я была маленькой и училась в школе, понятие «педагогической запущенности» уже существовало. Им активно пользовались школьные методисты, в меньшей степени — учителя, но в основном это было уделом инспекторов по делам несовершеннолетних. Потому что именно дети и подростки с педагогической запущенностью обычно совершали самые массовые правонарушения того времени — воровали, дрались, хулиганили, портили государственное и личное имущество. Инспекторы-милиционеры пытались вести профилактическую работу с семьей. В основном это, разумеется, было прямым запугиванием: если вы, дураки и мерзавцы, немедленно не прекратите и не сделаете вот этого, то мы вас и ваших детей…

Обобщенный портрет семьи педагогически запущенного ребенка выглядел тогда приблизительно так: часто неполная, с пониженной социальной ответственностью, денег мало, и они в значительной степени тратятся на выпивку. Родители ребенка употребляют спиртные напитки, распивают их дома в присутствии детей, часто меняют работу (идея «не работают нигде» в то время просто не рассматривалась), как правило, низкоквалифицированную, образования нет вообще, в лучшем случае оно среднеспециальное, часто один из родителей сидел в тюрьме или отсидел раньше. Детьми никто не занимается, не воспитывает, за ними вообще не следят, они проводят свои дни и иногда даже ночи на улице, на стройках, в подъездах, на крышах гаражей, часто сбиваются в компании с такими же бедолагами. Дома их плохо кормят, они неухожены, могут ходить в грязной и рваной одежде, их школьной жизни и здоровью родители не уделяют никакого внимания, у них нет развивающих игр и часто вообще мало игрушек, за их успехами не следят или ругают за двойки спорадически, под настроение или под влиянием алкогольного опьянения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении