Моя мама была суровой. Я ее и любила, и боялась

Караван историйЗнаменитости

Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями»

Мама была суровой. Я ее и любила, и боялась. Она не умела выразить свою любовь. Могла только сказать: «Ой ты моя широколобка» — и так больно ущипнуть за щеку, что у меня градом текли слезы.

Беседовала Инна Фомина

Фото: из архива М. Яковлевой

Марина, глядя на вас трудно поверить, что в этом году исполнилось сорок пять лет, как вы оказались на съемочной площадке! И до сих пор «в строю»: не так давно снялись в сериале «Старушки в бегах» — там у вас, Елены Сафоновой и Татьяны Орловой главные роли. Кстати, не обиделись на такое название?

— Сначала сериал назывался просто «В бегах». Когда же после окончания съемок узнала, что название изменили на «Старушки в бегах», отнеслась к этому легко, с юмором. А вот зрители за нас, актрис, в соцсетях вступились: мол, какие они старушки?!

Съемки вспоминаю с теплом — прежде всего благодаря партнершам. Тане Орловой, которая так замечательно сыграла в «Папиных дочках». Лене Сафоновой, которую просто обожала после «Зимней вишни». Кстати, мы с Леной и до «Старушек...» работали вместе — в начале нулевых в спектакле продюсера Эльшана Мамедова «Девичник». После оглушительного успеха комедии Ladies’ night — с мужским стриптизом — Мамедов решил сделать «женскую» постановку. Мы играли «Девичник» года три, потом возникли какие-то проблемы с авторскими правами и спектакль закрыли... Лену некоторые считают замкнутой. А в ней просто нет панибратства, желания поделиться с коллегами проблемами, открыть душу. Но в общении она очень легкий и приятный человек.

— Некоторые актрисы после пятидесяти жалуются, что их не зовут сниматься. У вас, похоже, другая ситуация...

— Да, зовут много. Но я часто отказываюсь, потому что предлагают какие-то неприятные роли. Недавно читаю сценарий: отвратительная минорная история, гадкая баба, у которой вроде погибла родня, а она думает только о том, чтобы из квартиры никто вещи не вынес. А еще отказываюсь, потому что похожий образ у меня уже не раз был. Так очень часто бывает: сыграла актриса что-то удачно, и потом ей предлагают роли только такого плана. Сначала я все играла школьниц (последний раз, когда мне было уже двадцать пять лет, в картине «Продлись, продлись, очарованье...» с Олегом Николаевичем Ефремовым). Потом все принцесс предлагали. После Агаши с пирожками в «Московской саге» косяком пошли сценарии, где я «Параша с блинами». А стоило сыграть затрапезную деревенскую тетку, посыпались на меня тетки.

Иногда очень не хочется отказывать хорошим кинокомпаниям, и сценарий симпатичный, но я понимаю: стоит плотно «влезть» в один типаж, других ролей можно и не дождаться. Помню, несколько лет играла одну учительницу за другой. Однажды иду по студии Горького, и кто-то в шутку меня приветствует: «Заслуженная учительница нашей киностудии идет!» Это меня cильно расстроило.

Тогда мне очень помог режиссер Михаил Юзовский. В свое время я отказалась играть у него Василису Премудрую в сказке «Там, на неведомых дорожках...» (роль в итоге сыграла Таня Аксюта). Просто меня утвердили на роль Поленьки в «Доходное место», и я предпочла классику. Но Михаил Иосифович на меня не обиделся, хотя обычно режиссеры ох как обижаются в таких ситуациях. И потом снял меня, «заслуженную учительницу», сразу в трех своих чудесных киносказках — «После дождичка в четверг», «Раз, два, горе — не беда!» и «Маша и звери». Так я вылезла из школьной темы и... оказалась в сказочной. На фестивалях меня так и представляли: «Самая сказочная актриса нашего кино».

Фото: из архива М. Яковлевой

— А каким был ваш первый фильм?

— Я училась в ГИТИСе и в конце первого курса сдавала историю КПСС. Сидела в коридоре и ждала своей очереди с очень серьезным, идейным видом. А за мной, оказывается, наблюдала ассистент режиссера Юрия Егорова (он снял знаменитые фильмы «Простая история», «Добровольцы»). Так я попала в фильм «Ветер странствий» по рассказам Пришвина. На роль Марфутки меня утвердили без проб. Осенью с курсом поехала на картошку, а через два дня пришла телеграмма: вызывают в Питер на съемки. После этого кинороли пошли одна за другой. Однажды спросила у Татьяны Ивановны Пельтцер (мы вместе снимались в фильме «После дождичка в четверг»):

— Можно ли в кино как-то просчитать успех? Мне кучу сценариев предлагают, приходится от многого отказываться, и я боюсь, что «с водой ребенка выплеснула» — пропустила что-то судьбоносное...

А она говорит:

— Нет, ты никогда не знаешь, что выстрелит, а что нет. В нашем деле все непредсказуемо, и что получится на выходе, как сложится в итоге в фильме — неизвестно.
Например, я не придала значения сериалу «Участок», где мне предложили одну из главных ролей. Почему-то показалось, что название дурацкое. Сказала, что не смогу сниматься, у меня действительно был запланирован гастрольный тур по Америке с постановкой «Любовь и кролики». Но после первого спектакля гастроли отменили. Вернувшись в Москву, сразу позвонила в группу «Участка», а «мою» героиню уже играет другая актриса. Но я все-таки попала в этот замечательный фильм: мне предложили небольшую роль...
«Участок» снимали под Тарусой. Условия были шикарными: мы жили в пансионате, питание было не обычное — «кинокорм», а роскошное, ресторанное. И погода чудесная — июль и август. Самое главное — атмосфера, отношения с партнерами, когда нет конкуренции, «кто кого переиграет», а есть человеческое тепло. Сережа Безруков такой светлый, добрый, легкий человек, все время рассказывал анекдоты, нас смешил.

— А почему отменились те гастроли в США?

— В спектакле играл Джигарханян, у него случился криз... Я работала со множеством прекрасных артистов, но на первое место все-таки ставлю Джигарханяна, такой мощный у него был темперамент, такое невероятное обаяние. Стоило Армену Борисовичу в спектакле произнести простые, казалось бы, слова: «По рюмашке, по рюмашке...» — и зал умирал от хохота. Гений, глыба, одним словом. А как Армена Борисовича любил народ, буквально на руках носил. В каждом городе, где показывали спектакль, армянская диаспора накрывала для нас роскошные столы — тан (с тех пор это мой любимый напиток), шашлык, кебаб. А вот от дорогих подарков Армен Борисович отказывался. В Казахстане богатый армянин ему говорит:

— Давайте, мы вам подарим... — называет что-то внушительное.

Но Армен Борисович:

— Нет-нет, не надо.

— Джигарханян продолжал много работать и когда был уже немолод...

— Да! А ведь у него был диабет, что он не афишировал. Просто ассистентка давала ему нужные таблетки (в Москве один жил, жена Татьяна — в США, он летал к ней в отпуск). Когда за полгода до американских гастролей у Армена Борисовича случился микроинсульт, он стал себя «приберегать». Но все равно через месяц уже отправился на долгие гастроли по России со своим театром и со своими студентами, которых очень любил. Так что перед США Джигарханян уже сильно устал. Кстати, Армен Борисович любил Америку. Но любил не реальную страну, а какой-то миф о свободной и богатой жизни, сказку, где нет нищеты или других проблем. К тому же тогда, в начале нулевых, в России еще не было магазинов, полных любых товаров — как в США. Со временем романтическое заблуждение по поводу заграницы у него ушло...

Первый спектакль «Любовь и кролики» мы сыграли в Сиэтле, потом должны были через всю страну лететь в Сан-Диего. И на пересадке в Денвере у Джигарханяна случилась диабетическая кома, он умирал у нас на глазах — упал и позеленел. Если бы это случилось в самолете, его не успели бы откачать. А в аэропорту быстро помогли: дали кислородную маску, сняли кардиограмму, сделали искусственное дыхание, нужные лекарства ввели в вену. Когда Джигарханян открыл глаза и сказал: «Почешите мне нос», — продюсер спектакля, который раньше работал на скорой помощи, побледнел: «Все, это конец...» Но Армен Борисович выкарабкался и прожил еще больше пятнадцати лет. Кстати, американская больница, в которую его увезли, потом выставила счет тысяч на сорок долларов... После криза Джигарханян больше в театре не играл. Когда спустя лет десять Виталина все-таки вытащила его на сцену, это было жалкое зрелище. Человек просто выходил из-за кулис и говорил текст. А гениального артиста с бешеной энергетикой уже не было...

В картине «Раз, два, горе — не беда!» с Николаем Караченцовым и Андреем Соколовым. Фото: Vostock Photo

— Как вы восприняли историю с его разводом и новой женитьбой?

— Я видела Виталину всего один раз: на репетиции какая-то девушка симпатичная сидела у Джигарханяна на коленях... Что касается его предыдущей жены, Татьяны, которую обвиняли в том, что бросила мужа и жила в другой стране, то, возможно, она просто устала от поклонниц мужа. Армен Борисович был невероятно обаятельным, притягательным мужчиной и, наверное, ходок. Он и ко мне проявил интерес. Но я им восхищалась, я его боготворила, обожествляла, так как же могла иметь с богом какие-то отношения?! Поэтому и оттолкнула: «Армен Борисович, нет, нет! Останемся друзьями...» А другие дамы наверняка не отталкивали...
Джигарханян умел получать удовольствие от жизни. Не просто угостит тебя шоколадным батончиком в самолете, а преподнесет его, как будто это бриллиант. Еще он старался обязательно отдохнуть перед спектаклем — в гостинице или даже в машине или автобусе. А потом говорил так смачно: «Хорошо поспал».

Как красиво он поддержал меня после автомобильной аварии! У меня был перелом тазовых костей, я заново училась ходить — на костылях. Продюсеры спектакля были в шоке: залы сразу в нескольких городах давно распроданы! Они даже хотели переписать текст и сюжет, чтобы моя героиня передвигалась на инвалидной коляске. Но я все-таки встала. Правда странновато ставила ноги и на зонт опиралась. Играю, и вдруг такая боль спину пронзила, что не могу двинуться. Зал это понял, замер. В итоге через мгновение боль прошла, и публика выдохнула. А в конце, на аплодисментах, Джигарханян, который всегда выходил последним (звезды обычно ревностно за этим следят), сказал: «Вот она — героиня» и вытолкнул меня вперед себя...

— В какую аварию вы попали?

— Это почти мистическая история. Юлий Гусман пригласил меня на фестиваль «Легко ли быть молодым», который проводил во Владикавказе. Я согласилась. А потом у меня ребенок заболел, затем мама. Звоню организаторам: «Я не смогу прилететь». Но они уговорили. К тому же на фестивале ожидали Сергея Бодрова, с которым давно хотела познакомиться — он казался мне таким необыкновенным человеком. И это тоже сыграло роль в том, что я согласилась поехать.

В аэропорту меня вдруг начинает трясти, хотя аэрофобией никогда не страдала. А тут паника — это второй знак был, что не надо лететь. Но здесь подбежал Куценко — мы до этого не были знакомы: «Ой, меня тоже трясет — я же еле успел из-за пробок. Давай по наперсточку коньячка тяпнем...» Выпили, вроде отпустило. Кстати, одним рейсом со мной еще должен был лететь Саша Стриженов, но у него возникли срочные дела, и ему переделали билет на следующий день...

Во Владикавказе нас встретил директор фестиваля на «Волге». Вдруг к Куценко подошли два парня: «Мы продюсеры группы Сергея Бодрова, он снимает фильм в Кармадонском ущелье и почему-то не прислал за нами машину. Вы нас не подвезете?» Никто еще не знал, что вся группа Бодрова тем утром уже погибла под лавиной... Сели в «Волгу» все вместе, едем. Гоша рассказывает мне что-то смешное. Вдруг на полном ходу лоб в лоб сталкиваемся с «ладой». Успеваю подумать, что такой удар, а у меня ни одной косточки не сломано. Тут «Волгу» разворачивает, и происходит второй удар. Я падаю, меня придавило креслом водителя, слышу, как хрустят мои кости... Гоша кричит: «Ой, у меня, по-моему, нога сломана». На самом деле у него была громадная гематома — на всю ногу. Он все переживал, как с таким синяком будет играть в спектакле Ladies’ night, там же надо раздеваться! А у меня перелом тазовых костей со смещением...

Когда лежала в больнице во Владикавказе, Гоша меня проведывал, поднимал настроение, хотя мы только в день аварии познакомились. А когда меня переправляли самолетом в Москву — на носилках, в грузовом отсеке, он на своей синюшной ноге надрывался, помогая нести меня. В «Склифе», когда училась заново ходить, мне помогал Володя Кошевой. Мы с ним особо и не дружили, но он приходил и водил меня по коридорам (я же была на костылях). Бреду я по «Склифу», боюсь на ногу наступить, семеню как старушка. Когда через полгода в «Московской саге» играла старую женщину, вдруг вспомнила это ощущение старческой слабости, немощи, и это помогло мне точно передать возраст.

С Лидией Смирновой, Верой Глаголевой и Михаилом Глузским. Фото: из архива М. Яковлевой

— В этом фильме вашим партнером был Юрий Соломин.

— Юрий Мефодьевич совершенно потряс меня. Художественный руководитель Малого театра, народный артист Советского Союза и при этом абсолютно простой, теплый человек. А как он — суперзвезда — волновался на съемках, как стеснялся коллег! А еще он снимался вместе со своей собакой, которую обожал...

Да все большие артисты, с которыми сводила жизнь, оказывались и большими людьми. С Михаилом Пуговкиным мы снялись в нескольких картинах. В «Серебряном ревю» он сыграл смотрителя льда, а я солистку ледового балета. Съемки шли во Дворце спорта АЗЛК. Однажды я опоздала на полчаса, потому что на студии Горького был какой-то кинофестиваль и мне вручали приз. Вбегаю такая радостная в гримерку с наградой, объясняю, в чем дело. А Михаил Иванович грустно говорит: «А я в стольких картинах снялся, и мне никто не давал никаких призов». И действительно, его, народного любимца, поздно стали награждать и чествовать... Меня всегда поражало, что у Пуговкина, который родился в селе под Чухломой и играл простаков, были руки интеллигентного человека, скрипача — с красивыми длинными пальцами. А он и был аристократом, утонченным, деликатным и воспитанным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Татьяна Кочнова Татьяна Кочнова

Дизайнер Татьяна Кочнова совершила переворот в свадебной моде

Собака.ru
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Как выбрать внешний аккумулятор для смартфона: шпаргалка от CHIP Как выбрать внешний аккумулятор для смартфона: шпаргалка от CHIP

Как выбрать пауэрбанк, чтобы его хватало всем вашим устройствам?

CHIP
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
9 безобидных бытовых привычек, которые опустошают твой кошелек 9 безобидных бытовых привычек, которые опустошают твой кошелек

Чтобы сэкономить семейный бюджет, пересмотри свои действия

Лиза
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Чем роботы мешают развитию человечества. И как помогут Чем роботы мешают развитию человечества. И как помогут

Помогают ли роботы устойчивому развитию?

ТехИнсайдер
Докричаться до небес Докричаться до небес

Какие психологические механизмы стоят за гаданиями и предсказаниями?

Psychologies
Орхан Памук в пяти с половиной книгах Орхан Памук в пяти с половиной книгах

Шесть показательных произведений Орхана Памука

Правила жизни
«Пока она варит дома борщи, мне достается самое сладкое» «Пока она варит дома борщи, мне достается самое сладкое»

5 историй женщин, которым нравится статус любовницы

Лиза
Беженцы, одиночество, эксплуатация: как современное документальное говорит о женщинах Беженцы, одиночество, эксплуатация: как современное документальное говорит о женщинах

Документальные ильмы о женщинах и снятые женщинами

Forbes
Светлана Жарова. Мой дядя Миша Светлана Жарова. Мой дядя Миша

О дяде Мише ходили слухи, что он бабник и пьяница — неправда!

Коллекция. Караван историй
Без макияжа и спеси: первые и трогательные снепы Хадид, Клосс, Шейк и других моделей Без макияжа и спеси: первые и трогательные снепы Хадид, Клосс, Шейк и других моделей

Как выглядели кумиры мира моды на самом старте их карьеры?

VOICE
API, консолидация и билеты на блокчейне: как устроен российский рынок билетных платформ API, консолидация и билеты на блокчейне: как устроен российский рынок билетных платформ

С момента появления первых бумажных билетов индустрия сильно изменилась

ТехИнсайдер
Как собаки воспринимают речь хозяев на самом деле Как собаки воспринимают речь хозяев на самом деле

Как собаки реагируют на тембр голоса своих хозяев?

ТехИнсайдер
Белые медведи с юго-востока Гренландии из-за нехватки морского льда перешли на пресный Белые медведи с юго-востока Гренландии из-за нехватки морского льда перешли на пресный

Как белые медведи приспосабливаются к глобальному потеплению?

N+1
Кто и как делает русскую часовую механику Кто и как делает русскую часовую механику

Могут ли российские механические часы считаться престижными аксессуарами?

РБК
11 вещей, которые в России пока еще лучше, чем в США 11 вещей, которые в России пока еще лучше, чем в США

Список, от которого гордость встает дыбом на голове!

Maxim
Виктор Франкл: в чем смысл нашей жизни и зачем в ней страдания Виктор Франкл: в чем смысл нашей жизни и зачем в ней страдания

В чем же смысл жизни?

Вокруг света
Вечное лето не за горами: ученые назвали природный пояс России, который скоро исчезнет Вечное лето не за горами: ученые назвали природный пояс России, который скоро исчезнет

Человечество может потерять уникальную фауну и флору

Вокруг света
Черный дым из выхлопной трубы: причины и способы их устранения Черный дым из выхлопной трубы: причины и способы их устранения

О каких «заболеваниях» ДВС свидетельствует черный дым?

РБК
Иракская Атлантида: обмелевший Тигр открыл мегаполис бронзового века Иракская Атлантида: обмелевший Тигр открыл мегаполис бронзового века

Три тысячелетия назад здесь кипела торговля, а сейчас это дно водохранилища

Вокруг света
«Живописец душ» Фальконеса: гимн Барселоне XX века и летопись человеческих страстей «Живописец душ» Фальконеса: гимн Барселоне XX века и летопись человеческих страстей

Отрывок из романа Ильдефонсо Фальконеса «Живописец душ»

Forbes
«Уцелеть — не значит выжить»: какой была военная медицина 200 лет назад «Уцелеть — не значит выжить»: какой была военная медицина 200 лет назад

Как работали медики во время войны 1812 года

Вокруг света
«Делай что хочешь»: каким должен быть мир, чтобы в нем могли жить слепоглухие люди «Делай что хочешь»: каким должен быть мир, чтобы в нем могли жить слепоглухие люди

С какими препятствиями в жизни сталкиваются люди с двойным сенсорным нарушением

Forbes
Что такое осознанность и как ее развить: 5 простых упражнений Что такое осознанность и как ее развить: 5 простых упражнений

Что скрывается за модным словом «осознанность»? И как она может нас изменить?

Psychologies
Лава прошлогоднего извержения на Ла-Пальме оказалась крайне текучей Лава прошлогоднего извержения на Ла-Пальме оказалась крайне текучей

На канарском острове Ла-Пальма в 2021 году извергалась очень текучая лава

N+1
У меня в глазу спектрометр: инструкция по разложению света невооруженным взглядом. У меня в глазу спектрометр: инструкция по разложению света невооруженным взглядом.

Мы все носим с собой спектрометры

N+1
Оракул маркетинга: как актер Эдвард Нортон пытается победить старомодные телерейтинги Оракул маркетинга: как актер Эдвард Нортон пытается победить старомодные телерейтинги

Как Эдвард Нортон бросил вызов привычному положению дел на телевидении

Forbes
Открыть в приложении