Болливудские драмы и MBA из подвала: к чему готовиться предпринимателю в Индии
Российские предприниматели, настроенные на выход на международные рынки, сейчас активно изучают возможности в дружественных пока странах. Многих привлекает Индия, которая уже давно стала точкой притяжения венчурных инвесторов и стартаперов, особенно в области EdTech. Школа IT-профессий Rebotica недавно вышла на индийский рынок и уже успела оценить его специфику. Основатель компании Александр Киселев рассказывает, почему в Индии не стоит оплачивать сотрудникам испытательный срок (и законно ли это), а также зачем современному предпринимателю разбираться в кастовой системе.
Почему именно Индия?
В современных реалиях на этот вопрос хочется ответить: «А какие еще остаются варианты?», но онлайн-школа Rebotica начала расширение своего российского бизнеса в Индии еще до санкционных сложностей. Сначала попробовали в Великобритании и Канаде, но дело не пошло — продукт не был востребован на рынке. В этих странах на базе существующих учебных заведений можно выбирать похожие учебные курсы, большинство из которых бесплатные. Поэтому от нас потенциальные клиенты уходили, услышав цену. Нам говорили, что €120 — это слишком дорого и лучше они за эти деньги купят кроссовки.
Поэтому и переключились на индийский рынок, где обучение IT-специальностям уже пользовалось спросом. После успешного теста, примерно через два месяца мы увидели, что количество учеников стало расти, а педагоги хорошо освоили нашу методологию.
Индию называют «экономическим тигром» за взрывной рост экономики. Население составляет почти 1,4 млрд людей с приростом в 2% ежегодно. Для российских проектов здесь открывается море возможностей для роста и успешных продаж. В Индии есть представительства Apple, IBM, Microsoft, Google, Adobe, Intel, Cisco и многих других ведущих компаний, а IT-сфера развита сильнее, чем во многих странах мира.
Еще один важный фактор — это то, что там все еще доверяют компаниям с российским происхождением и маркировке «сделано в России». Мы это обнаружили, общаясь с менеджерами по продажам. В Индии родители, выбирая между местной школой программирования и международной, скорее выберут международную. При этом очень позитивно относятся к российскому образованию — еще в советское время в Россию приезжали учиться многие студенты, и эта традиция все еще сильна.
По данным Российского экспортного центра, Индия и Россия планируют нарастить товарооборот до $30 млрд к 2025 году, хорошие перспективы есть и у технологических компаний и EdTech-проектов. Если сравнивать данные поисковых запросов, то топ-3 поисковой выдачи в области детского EdTech в Индии — это стартапы-единороги, а, например, в Великобритании — неизвестные небольшие компании. Кроме того, в Индии 260 млн детей (это больше, чем все население России) и огромный интерес к IT-профессиям.
Простое и сложное для бизнеса в Индии
- Что было просто: найти клиентов.
- Что было сложно: найти сотрудников.
Поиск аудитории для онлайн-школы в Индии никак не отличался от поиска в России и странах СНГ. Те же маркетинговые инструменты (например, реклама в соцетях) работали с той же эффективностью. Баннеры и рекламные материалы даже не пришлось адаптировать — мы их просто перевели на английский.
Единственный момент: при ценообразовании местные специалисты по продажам рекомендуют к конечной цене прибавлять около 20%, чтобы потом списать их, объявив о скидках. В Индии, как и во многих других странах азиатского региона, любят торговаться и в общем случае предпочтут купить товар по акции.
Для набора базы клиентов запускали рекламу в социальных сетях, настраивали таргетированную рекламу на YouTube и контекстную в Google. Схема работала стандартная: мы ведем трафик на сайт, где предлагаем пробный урок.
Кстати, в Индии любят офлайн-рекламу. В торговых центрах размещают стенды, где сотрудники раздают флаеры. Мы этот вариант не пробовали, но тут и рассказывать особо нечего — не нашлось у индийцев уникального клиентского пути, все по классике.
А вот подбор сотрудников — это долгий и тернистый путь. Ложь в резюме, хитрые схемы обмана работодателя, низкая эффективность и настоящие драмы уровня Болливуда — в начале работы Rebotica прошла через все возможные ужасы индийского рекрутинга.
В Индии любят любые сертификаты и дипломы повышения квалификации, даже если это курсы менеджмента в подвале соседнего дома, которые в других странах не котировались бы в принципе. Также индийцы любят любые грамоты — «лучший sales-менеджер» или «самый надежный партнер». Они записывают в резюме любой опыт. Если специалист поработал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) один месяц и ушел после неудачного испытательного срока, он напишет, что работал в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).