Кристина Кретова и Игорь Цвирко рассказывают о балете и своей любви

Караван историйКультура

Кристина Кретова и Игорь Цвирко: "Любовь лечит любую боль"

Давно мечтаем встретить человека, который расскажет нам, что ему реально подсыпали битое стекло в пуанты или резали костюмы. Мы таких историй не слышали, только в кино видели...

Екатерина Бойко

Фото: Кристина Лаптева/из архива К. Кретовой и И. Цвирко

рители приходят на балет, восхищаются мастерством артистов, но только сами исполнители знают, какой адский труд стоит за волшебной легкостью танца. Вы бы посоветовали отдать ребенка в балет?

Кристина: Знаете, самое ужасное, что дети страдают, как правило, по вине взрослых. Мы часто сталкиваемся с тем, что много частных школ открывается людьми некомпетентными. Они обещают поставить вашего ребенка на пуанты в три года. Зачастую в такие школы ходят дети довольно известных родителей, которые сами хотят немедленного результата. Хвастаются, что их чадо танцует на пуантах и крутит фуэте. Но мы всегда предупреждаем: если хотите, чтобы ваш малыш радовал маму с папой, пусть начнет с польки, с народного танца... Развивайте ребенка постепенно. Недавно подруга показывает нам запись отчетного концерта, мол, как вам моя на пуантах? Ужасно! Ребята, детей ставят на пуанты ближе к одиннадцати, и только после года серьезного обучения, когда у них сформировался скелет. В ином случае это грозит ребенку неправильным срастанием костей: голеностопа, коленного сустава, а дальше травма на всю жизнь...

Есть преподаватели, которые относятся к обучению ответственно, а есть такие, кто выпустился из училища и тут же открывает школу. Мне недавно рассказали про даму, которая открыла балетную студию в Барвихе, мол, она училась в Московской государственной академии хореографии. Мы примерно одного возраста и обязательно встретились бы там. Но я о ней даже не слышала. Если вы мечтаете о балетном будущем для ребенка, его надо подготовить. Для начала это могут быть танцы, спортивная гимнастика. Профессионалам детей отдают с десятилетнего возраста. Мы призываем: не калечьте своих малышей.

— А как вы с Игорем попали в балет?

— Я родилась в Орле, где на тот момент не было профессиональной балетной школы, только хореографическая студия. Единственная. Причем туда меня принимать не хотели: шея короткая, растяжки никакой... Но я была артистичной, и мама очень хотела, чтобы дочь танцевала. Она смогла договориться, чтобы мне дали шанс. Мама шила норковые шапки, в те времена на них был большой спрос. Кто-то из клиентов подарил ей банку дефицитного растворимого кофе, что тогда было редкостью. Вот за эту взятку — банку импортного кофе — меня и приняли.

Через три года мой педагог Ирина Евстафьевна Барашина посоветовала маме отдать меня в академию хореографии. Я вообще не понимала, куда еду, зачем десятилетнюю девочку везут в Москву и почему меня, раздев до трусиков, так досконально осматривают. В итоге из восьмидесяти человек поступили двое, в числе которых оказалась и я. Помню, мама собирала мне чемодан, а я спросила, положила ли она форму для физкультуры. «Ты вообще понимаешь, куда едешь? — удивилась мама. — Теперь вся твоя жизнь — сплошная физкультура и балет».

Занятия у нас начинались в девять утра, у одних — классика, у других народные танцы — потом пятнадцать минут перемена, чтобы переодеться и идти на общеобразовательные уроки. Дальше до шести вечера снова хореография и фортепиано. Потом час на домашние задания, ужин и отбой. Жизни за пределами интерната попросту не существовало. Но мы чувствовали себя комфортно в тесном коллективе, часто устраивали праздники, причем я всегда была старостой, постоянно организовывала какие-то концерты, вечеринки, кинопоказы...

Игорь: Я как-то спросил у мамы, почему меня отдали в балет. В юности она ходила на танцы и не раз замечала, что почти все мальчики стоят, прижавшись от стеснения к стене. И мама себе пообещала: «Мой сынок обязательно будет танцевать». Сначала она отдала меня в секцию спортивной гимнастики в Одинцово. Там посмотрели данные, попросили встать в пятую позицию — вроде бы получилось — и предложили попробовать силы в танцевальном кружке. Мне было лет шесть.

Однажды мама узнала от соседки, что в академию хореографии объявляется набор детей моего возраста. К тому времени я уже танцевал в студии при цирке на проспекте Вернадского, участвовал в концертах и даже немного там зарабатывал. Так в девять лет я поступил на подготовительные курсы, а через год удалось пройти отбор и в саму академию. Утром папа завозил меня на учебу, а вечером забирал. Я мечтал жить в интернате, но оказалось, что это недешевое удовольствие.

Кристина: Несмотря на то что родители расстались, когда мне не было еще и двух лет, оплачивать интернат помогал отец. Я сама его об этом попросила. Когда я поступала в академию, у меня родилась младшая сестра. Помню, приезжала домой, открывала холодильник, видела на полке шпроты и думала: «Нет, не буду просить. Вдруг это на Новый год». Родители отдавали все средства на мое обучение. Потом произошло обесценивание рубля, и некоторое время мы не могли оплачивать интернат. Родители нашли какую-то знакомую в Москве и попросили меня временно приютить.

— Игорь, в девяностые сверстники не особо принимали ребят, выбравших балет в качестве увлечения. Вам не доставалось за белые трико?

— Я довольно долго не подозревал о существовании трико. В студии в Одинцово мы занимались в спортивных трусиках, концертные номера танцевали в шароварах. В училище долго занимаешься в черных велосипедках. Трико надеваешь только на старших курсах. За годы в профессии я слышал миллионы вопросов о нетрадиционной ориентации артистов балета, но ирония в том, что серьезнее и сложнее профессии, на мой взгляд, не существует. Из зрительного зала кажется, что мы легко порхаем по сцене, но если бы вы знали, сколько труда и боли стоит за этой легкостью! Самое простое, что приходится делать, — надевать трико. А буллинг... он есть в любой сфере. В моем детстве чаще дразнили ребят, носивших очки. Да и потом у меня не было времени общаться с ровесниками, живущими обычной жизнью. Я приезжал в академию к девяти утра, домой возвращался в восемь вечера.

Из зрительного зала кажется, что мы легко порхаем по сцене, но если бы вы знали, сколько труда и боли стоит за этой легкостью. Фото: Дарья Глухова/Из архива К. Кретовой и И. Цвирко

— Получается, что у вас и детства-то не было?

Кристина: Оно было, просто другое и в другой среде. Помню, уже на старших курсах все ребята разъехались по домам и я осталась в интернате одна. Сидела смотрела в окно. Напротив находилась школа. Я наблюдала за компанией мальчишек и девчонок, собравшихся во дворе, кто-то из них меня заметил. Спросили, почему сижу одна, и пригласили погулять. Я впервые познакомилась с ребятами не из балета и узнала, что существует совсем другая жизнь. Мы подружились, даже Новый год вместе встречали.

Игорь: Наши ребята играли с учениками из этой школы в футбол, и тогда единственный раз произошел какой-то инцидент — они отпускали шутки по поводу того, что мы «балеруны». Но «балеруны» крепкие ребята, и быстро поставили всех на место. Когда меня отводили в студию, я поначалу не очень понимал, что такое балет — ну танцы и танцы... Родители считали, главное — ребенок занят и не слоняется на улице. Еще был огромный плюс в том, что заходя в академию, ребенок не может свободно оттуда выйти. По сути, дети постоянно под контролем, у них строгая дисциплина.

— После окончания академии вы сами выбирали театры?

Кристина: За полгода до выпуска руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Борисович Петров пригласил к нему в театр. Это было заманчивое предложение, я же прекрасно понимала, что в Большой театр, о котором мечтают все выпускники, попадут только сливки, но это кладбище талантов, поскольку прорваться смогут немногие. Я в принципе входила в эти «сливки», могла бы побороться, но Валерий Викторович Анисимов, тогдашний управляющий балетной труппой Большого, был другом Петрова, и они договорились, что я пойду в «Кремлевский балет», за что им огромное спасибо.

Фото: Александра Солозобова/Из архива К. Кретовой и И. Цвирко

В первый день работы Андрей Борисович вызвал меня в кабинет и спросил: «С кем ты хочешь работать? Есть Екатерина Сергеевна Максимова (для меня она — легенда) и Нина Львовна Семизорова, которая еще танцует, но уже закончила карьеру в Большом театре. Советую — иди к ней. Молодой педагог, у которого пока нет учениц, поэтому вложит в тебя все силы». И вот я уже двадцать лет работаю с Ниной Львовной. Когда начинали, мне было восемнадцать — пубертатный период и меня разнесло до пятидесяти пяти килограммов, сейчас я вешу сорок семь. Выросла довольно большая грудь. Прежде чем станцевала первую партию — Жизели, а она крестьянка и вполне могла быть пышной, Семизорова сказала: «Начнем с двоечки виллис» — то есть с небольших партий. В итоге я стала примой и в один прекрасный момент поняла, что достигла потолка в этой труппе. Знаете, когда уже не развиваешься и никто не приходит в театр, на кого можно с завистью смотреть, в хорошем смысле, соперничество ведь очень подстегивает на работу. Тогда я получила приглашение от Сергея Юрьевича Филина, который руководил балетной труппой Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там проработала год в статусе примы-балерины. Позже Филина пригласили в Большой. Я спросила:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой» Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой»

О жизни, гастролях и интересных знакомствах — рассказывает Татьяна Абрамова

Коллекция. Караван историй
Без имени на бумаге: как Марион Махони Гриффин повлияла на архитектуру Австралии Без имени на бумаге: как Марион Махони Гриффин повлияла на архитектуру Австралии

Как Марион Махони Гриффин хотела построить рай на Земле

Forbes
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда

Нужно отдать должное Шнурову, он был крутым конъюнктурщиком — в хорошем смысле

Коллекция. Караван историй
Не только ценный мех: в России впервые в мире создали трехпородного кролика Не только ценный мех: в России впервые в мире создали трехпородного кролика

Первый в мире трехпородный кролик по имени Родник

Вокруг света
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Цена бодрости: вред и польза энергетических напитков Цена бодрости: вред и польза энергетических напитков

Так ли вредны энергетические напитки, как о них говорят?

VOICE
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Почему не нужно бояться родов и какие методики применять для борьбы со страхом Почему не нужно бояться родов и какие методики применять для борьбы со страхом

Как перестать бояться родов и помочь телу сделать его работу

VOICE
Царь Борис Царь Борис

Борис Джонсон — будто пародия на представителя британского высшего класса

GQ
10 самых удивительных фотографий границ между странами 10 самых удивительных фотографий границ между странами

Давай представим, что мы смотрим на человечество, его границы немного свысока

Maxim
15 фактов о сериале «Уэнсдэй» 15 фактов о сериале «Уэнсдэй»

Чему Дженне Ортеге училась для роли и как снимали сцены с отрубленной рукой?

ЖАРА Magazine
«Мама хотела умереть дома, а я отвез ее в больницу. Не могу себя простить» «Мама хотела умереть дома, а я отвез ее в больницу. Не могу себя простить»

Как помочь себе справиться с горем от потери близкого?

Psychologies
Остановись, мгновенье! Остановись, мгновенье!

Актриса Мария Миронова второй раз стала мамой год с небольшим назад

OK!
Не опустевшее гнездо: почему выросшие дети продолжают жить с родителями? Не опустевшее гнездо: почему выросшие дети продолжают жить с родителями?

Почему порой дети не могут сепарироваться от родителей?

Psychologies
Методика мышечной релаксации по Джекобсону: что это такое и кому будет полезно Методика мышечной релаксации по Джекобсону: что это такое и кому будет полезно

Как методика релаксации по Джекобсону поможет справиться со стрессом?

Psychologies
Сифилис оказался в Китае задолго до экспедиций Васко да Гамы Сифилис оказался в Китае задолго до экспедиций Васко да Гамы

Палеопатологи диагностировали сифилис у людей, умерших около 656–1174 годов

N+1
«Видел все, кроме смертной казни»: путешествие Антона Чехова на «край географии» «Видел все, кроме смертной казни»: путешествие Антона Чехова на «край географии»

21 апреля 1890 Антон Чехов отправился на Сахалин и далее вокруг Азии

Вокруг света
Осознать себя как ценность Осознать себя как ценность

Как начать уважать и ценить себя?

Psychologies
Бросила его по почте: кем был первый муж Меган Маркл и что с ним стало теперь Бросила его по почте: кем был первый муж Меган Маркл и что с ним стало теперь

Меган Маркл сказала да и обещала быть с ним. Нет, речь не о принце Гарри

VOICE
Как чистить наушники от серы, если они тихо играют: практическое руководство Как чистить наушники от серы, если они тихо играют: практическое руководство

Если ваша гарнитура стала работать тихо, ей можно вернуть нормальную громкость

CHIP
10 знаменитых средневековых путешественников 10 знаменитых средневековых путешественников

История каждого средневекового путешественника — это приключенческий роман

Популярная механика
Владимир Киселев Владимир Киселев

Почему мода на рэп скоро пройдет и какие современные треки являются мегахитами

ЖАРА Magazine
7 книг, вдохновляющих на путешествия и познание мира 7 книг, вдохновляющих на путешествия и познание мира

Восполняем тоску по путешествиям с помощью книг

Правила жизни
Пропущенный рейд может стоить жизни редкому животному: 8 причин «не ставить на паузу» охрану природы Пропущенный рейд может стоить жизни редкому животному: 8 причин «не ставить на паузу» охрану природы

Здоровая экосистема планеты — залог нашего существования

Вокруг света
Как Тесса Лау создала строительных роботов-помощников и привлекла $45 млн Как Тесса Лау создала строительных роботов-помощников и привлекла $45 млн

На создание компании Dusty Robotics Тессу Лау вдохновил ремонт в ее доме

Forbes
«А взрослые дома есть?»: как понять свое психологическое состояние «А взрослые дома есть?»: как понять свое психологическое состояние

Как научиться понимать себя, стать более гибким и спокойным?

Psychologies
В чем отличие треккинговых кроссовок от обычных и почему они нужны каждому мужчине В чем отличие треккинговых кроссовок от обычных и почему они нужны каждому мужчине

Почему треккинговые кроссовки такие удобные?

Maxim
Снимай стресс Снимай стресс

5 видов спорта, которые помогут достичь душевного равновесия

Лиза
Как попросить о прибавке на фоне растущей инфляции Как попросить о прибавке на фоне растущей инфляции

Как добиться повышения зарплаты и что делать, если вам отказали?

Forbes
Кто украл главную икону православной России Кто украл главную икону православной России

О краже иконы Казанской Божией Матери

СНОБ
Открыть в приложении