Гигантский птерозавр кетцалькоатль оказался плохим летуном
Японские и французские ученые создали аэродинамические модели и применили их к крупным летающим позвоночным прошлого. Выяснилось, что гигантский птерозавр кетцалькоатль не был способен к длительному полету: он мог подняться в воздух только в крайнем случае. Модели также подтвердили, что аргентавис использовал восходящие потоки теплого воздуха для парения, как и его современные родственники кондоры. Кроме того, к такому типу парения оказались приспособлены древняя птица пелагорнис (ранее считалось, что для него характерно динамическое парение, как у альбатросов) и птеранодон. Исследование опубликовано в журнале PNAS Nexus.
Для крупных птиц машущий полет слишком энергозатратен, поэтому они предпочитают парить. Парящий полет бывает двух типов: статический и динамический. При статическом парении птицы используют восходящие потоки теплого воздуха (термики), но иногда могут использовать и потоки, которые обтекают преграды, например склоны гор или холмов. Этот тип парения характерен как для различных наземных птиц (орлов, грифов, аистов), так и для некоторых морских птиц (фрегатов и пеликанов) — последние при этом могут также использовать потоки, обтекающие волны.
Для других морских птиц, таких как альбатросы или буревестники, характерно динамическое парение, которое заключается в том, что птицы используют разницу в скорости ветра над поверхностью воды и на высоте. Эти птицы также могут использовать потоки обтекания.
Ученых разных специальностей давно занимает вопрос, какой тип парения был характерен для летающих гигантов прошлого. К числу самых крупных летающих позвоночных относится обитавший 28–25 миллионов лет назад пелагорнис Сандерса (