Заповедник войны: путешествие на остров Тютерс
Экспедиция на Большой Тютерс — это путешествие во времени, а не в пространстве. С 18 сентября 1944 года, когда немцы сдали позиции и обратились в бегство, остров так и простоял нетронутым — сплошь покрытый порохом, стреляными гильзами и взведенными минами
1 сентября 1943 года немецкий патруль обнаружил брешь в проволочном ограждении. Неподалеку нашлась и резиновая лодка. Было ясно, что ночью на остров Большой Тютерс, где обосновалась артиллерия вермахта, проникла советская разведгруппа. Весь гарнизон был поднят по тревоге. 800 человек прочесывали скромные 8 кв. км острова в поисках нескольких диверсантов. Вскоре было найдено их укрытие: лежанки, запас продовольствия и медикаментов, патроны, детали от радиостанции.
Немцам так и не удалось поймать наших солдат. Пришлось спешно менять оборонительные позиции и возводить новые фортификационные сооружения. Однако, согласно бортовому журналу советской подлодки М-96, с которой десант высадился на Тютерс, обратно на борт бойцы тоже не вернулись. Их судьба осталась загадкой.
Сегодня на Большом Тютерсе людно и шумно. Здесь трудятся саперы, геологи, волонтеры и журналисты, деловито подгазовывают грузовики и пикапы, взлетает и садится вертолет. Но вечером, когда работы стихают и на остров опускаются сумерки, кажется, будто советские разведчики все еще прячутся где-то рядом, в лесных зарослях или за ближайшим камнем. Вот-вот из-за холма, бряцая оружием, покажется немецкая поисковая группа. Время на Большом Тютерсе словно остановилось. Остров выглядит так, будто война на нем закончилась только вчера.
Бурые дюны
Большой Тютерс — небольшой необитаемый остров, всего 2,5 км в поперечнике. С западной стороны по-карельски ощетинились острые скалы. На востоке раскинулись песчаные дюны. Пейзаж здесь напоминает Куршскую косу, облюбованную фотографами. С гребня дюны открывается живописный вид, особенно на рассвете. Но вот на глаза попадаются обрывки колючей проволоки. Начинаешь замечать столбы, вдоль которых было натянуто заграждение. Опустив взгляд, понимаешь: песок буквально перемешан с «соломкой» артиллерийского пороха и сотнями гильз.
На этой же дюне до 2015 года стояла своего рода визитная карточка Большого Тютерса — 88-миллиметровая зенитная пушка FlaK, нацеленная в небо. Она была покрыта двухметровым слоем песка, наружу торчал один ствол. В итоге орудие откопали, тягачом перевезли в бухту, а оттуда катером отправили на материк.
Если бы не эта зенитка и ее 15 сестер-близнецов, война могла бы закончиться намного быстрее. Фарватер Финского залива проходит ровно посередине между Гогландом, крупнейшим островом архипелага, и Большим Тютерсом. В марте 1942-го после почти трех месяцев героической обороны Гогланда отряд красноармейцев, вовремя не получив подкрепления с материка, был вынужден отступить. Гогланд заняли финны, Большой Тютерс — немцы. Попытки вернуть острова не увенчались успехом, и морской выход из блокадного Ленинграда был закрыт. Береговая артиллерия не позволяла надводным кораблям покинуть залив, а натянутые сети и минные заграждения не давали пройти подводным лодкам.
В 1944 году, когда Финляндия подписала мирный договор с СССР, Большой Тютерс был спешно оставлен немцами. Уходя, они заминировали остров и взорвали почти все, что могло представлять хоть какую-то ценность.
— Да что там говорить! Испорчено было все, до чего фашисты добраться успели, — вздыхают волонтеры, показывая простреленное ведро, — и это вы еще котлы полевых кухонь не видели. Мы их будем вывозить вместе с мусором. Немцы внутрь гранаты кидали. Ничего не осталось.