Лебединая верность: как живут кумандинцы
Где бы ни кочевали, они всегда возвращаются в родные места. Селятся у воды и живут в согласии с природой, надеясь только на себя и свою стаю. Свободолюбивые и верные, как лебеди, коренные жители Алтая
«Не бросай ничего в реку», — учила меня мама. Потому что для каждого кумандинца вода — святое. Нельзя ее загрязнять. А набирая воду из родника, нужно сказать спасибо. Мы не стираем белье в реке, носим ведра домой. А вечером вообще стараемся не тревожить реку, но если нужна вода, просим разрешения. Конечно, только в том случае, если на то есть серьезная причина. Например, гости пришли.
В старину гостя встречали, раскуривая трубку. Это делал самый старший член семьи. Считается, что вместе с дымом уходят все плохие мысли. А еще дым закрывает за умершим врата в нижний мир, поэтому мы провожаем человека в последний путь, окуривая его можжевельником. Иначе дух покойного будет скитаться среди нас.
У огня тоже есть дух — от эзи. И мы его не тревожим. С детства знаем, что нельзя прыгать через костер, плевать или бросать мусор в огонь. Бывает, видишь человека с волдырями на губах — понимаешь, что он ослушался. Поэтому к огню мы относимся уважительно.
Как и к животным. Охотники, убивая зверя, просили у него прощения. Особенно у медведя — это наше сакральное животное. Мы его называем дедушкой. Его нельзя обижать. Убивали медведя только в самых редких случаях, например когда он представлял для деревни опасность. Потом глаза животного съедал охотник, чтобы его взгляд отпугивал других медведей.
Через глаза способны вселяться злые духи, которые могут сглазить человека и даже украсть его душу. Если это происходит, человек болеет или умирает. Поэтому у наших кукол нет глаз.
Во время родов, когда женщина наиболее уязвима, ее защищают тряпичные куклы, изображающие духов рождения по женской линии — орокеннер. Они также оберегают семью и домашний очаг. А вот мужчин от злых духов защищает оружие. Над колыбелью мы вешаем лук или меч. Когда мальчик подрастает, отец покупает ему ружье — это и оберег, и орудие для охоты.
Мы по своей природе охотники. Традиционно ходили на крупного и мелкого пушного зверя, на маралов и косуль. Охота давала нам и одежду, и мясо — дополнительно к баранине и конине, нашей основной еде.
Конину мы едим независимо от сезона. Это диетическое мясо, нежирное. Жеребцу должно исполниться три года, тогда мы его забиваем. А вот кобыл трогать нельзя, они дают жизнь. Баранину едим только летом — в это время самое чистое мясо, так как животные питаются свежей травой. Зимой-весной у овец появляется потомство, поэтому нельзя их трогать. А осенью они готовятся к зиме, набирают жир, потеют — в таком мясе нет пользы для здоровья. Перед тем как заколоть барашка, глава семьи благодарит природу.