«Город девушек»: как сделать пространство комфортным и безопасным для женщин
В издательстве «Ад Маргинем Пресс» вышла книга канадской урбанистки Лесли Керн «Феминистский город. Полевое руководство для горожанок». Это книга о том, как сделать так, чтобы город стал удобным, комфортным и безопасным для женщин. Редакция Forbes Woman публикует главу «Город девушек»
В своем исследовании самых известных фильмов о подростках из 1980-х и 1990-х феминистская географиня Элисон Бэйн обнаружила, что фильмы воспроизводят «представление о том, что культура девушек не выходит за пределы их спален». В этих популярных фильмах, включая «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай», «Бестолковые», «Шестнадцать свечей» и «Смертельное влечение» среди прочих, девичьи спальни являются основным пространством, где девушки дружат и взаимодействуют друг с другом, вторым таким местом изображают женские школьные туалеты.
В общественных пространствах, особенно в городских общественных местах, девушки изображаются как «продолжение» юношей, с которыми они ходят на свидания и на общественные мероприятия. Городские пространства часто и вовсе отсутствуют. Бэйн не обнаружила «достаточного изображения перекрестков или улиц в качестве места встречи девушек в кинематографе», за исключением таких фильмов, как «Ложный огонь», где бунт девушек против общественного контроля и насилия, исходящего от мужчин, является основной темой фильма. Город, кажется, не является тем местом, где, по мнению создателей популярных фильмов, девушки взаимодействуют друг с другом, выстраивают отношения и заявляют свои права на территорию.
Вероятно, неудивительно, что эти фильмы не отличались особенным расовым и классовым разнообразием, а в качестве главных героев выбирали белых актеров. Такая расовая невидимость может намекать на то, где мы можем представить себе расовое разнообразие: точно не в личных пространствах домов или обеспеченных пригородах. События фильмов, в центре сюжета которых находятся темнокожие и латиноамериканские девушки, кажется, чаще происходят в городах, таких как Цинциннати («Приступы», 2016) или Бруклин, Нью-Йорк («Наша песня», 2000). В фильме «Наша песня» героини сталкиваются с повседневными проблемами, знакомыми многим небелым девушкам в больших городах: их старшая школа закрывается из-за угрозы отравления асбестом, а они сами рискуют стать жертвой тяжкого преступления или столкнуться с отсутствием доступной медицинской помощи. Девушки стараются сохранить свою связь друг с другом с помощью марширующего оркестра, но сталкиваются с перспективой быть разлученными в будущем.
Помимо кинематографа, потребности и желания девушек и молодых женщин также практически полностью игнорируются в архитектуре и градостроительстве. Когда сообщества выступают за создание «пространств для молодежи», как правило, они подразумевают скейт-парки, баскетбольные площадки и ледовые арены. Другими словами, пространства, рассчитанные скорее на мальчиков, чем на девочек, которые не всегда отличаются доступностью для девушек и не всегда дают им ощущение уместности и безопасности. Когда шведское архитектурное бюро White Arkitekter обратилось к девушкам с просьбой разработать модели общественных пространств, они по большей части создали проекты «защищенных от плохой погоды и ветра пространств, где можно сидеть вместе лицом к лицу с возможностью видеть и (буквально) необязательно быть видимыми, которые вызывали бы ощущение близости, но не ограничивали; и, более всего, могли менять облик города».
Несмотря на отсутствие внимания к их потребностям, девушки все же находят множество изобретательных способов использования городских пространств. Географиня Мари Томас изучает использование девушками общественного пространства в городах и рассматривает, каким образом они противостоят гендерным нормам, но также и воспроизводят их посредством своих паттернов «зависания» в различных местах потребления. Девочки подвергаются более строгому географическому контролю, чем мальчики, и потому им бывает сложно найти пространства для общения. Им приходится развивать собственные стратегии для того, чтобы избегать надзора со стороны взрослых и добиваться разрешения исследовать город. Среди прочего они используют силу дружбы, чтобы развеять страхи родителей относительно своего нахождения на улице без присмотра. Девушки могут сообща заявлять свои права на городское пространство. Например, группа девушек в Ханое основала коллектив для создания журналов, которые просвещали бы водителей и пассажиров автобусов о защите женщин от приставаний в общественном транспорте.
В Кампале, столице Уганды, молодежный коллектив боролся за повышение уровня гигиены в городе, а также за более ориентированную на пешеходов инфраструктуру, чтобы дать девушкам возможность продолжать ходить в школу и на работу.
Снятый в 1996 году фильм «Выпускницы» Джима Маккея (режиссера, также работавшего над фильмом «Наша песня») буквально уничтожил представление о том, что девушки не занимают и не маркируют городские пространства. Есть некая ирония в том, что я пошла на этот фильм одна, но вышла из кинотеатра готовой найти своих девчонок и разнести патриархат бейсбольными битами. Слоган на афише гласил «Это вам не 90210». В отличие от привилегированного глянцевого образа жизни подростков из популярного сериала 1990-х «Беверли-Хиллз 90210», девушки из «Выпускниц» сталкиваются с домашним насилием, жестокостью парней, бедностью, подростковым родительством и будущим, не вызывающим энтузиазма. Актерский состав «Выпускниц» был значительно более разнообразным, чем в «Беверли-Хиллз», а персонажи вели жизнь рабочего класса в неназванном районе города, не имеющего ничего общего с Родео-драйв. Это намеренное противопоставление «Выпускниц» и «Беверли-Хиллз» говорит об их диаметрально противоположном изображении женской дружбы.