Коллекция. Караван историйРепортаж
Самвел Мужикян. Положительный герой
Диму Нагиева я первым делом спросил: "Зачем тебе, брат, это надо? Я Чикатило не согласился бы играть ни за какие деньги!" - "Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян", - улыбнулся в ответ друг. Это он очень точно сказал - нельзя отказываться от ролей, надо искать ключ к герою.
-Я родился в Армении, в маленьком городке Красносельске, при царской власти именовавшемся Михайловка. Половина населения здесь были ссыльные, половина — староверы. У меня три старших брата — Артур, Ашот и Саркис. Все они в итоге получили высшее образование, но творческий вуз выбрал я один.
Родители не мечтали о сыне-актере, поэтому сначала я поступил в Финэк, ушел со второго курса в армию и назад уже не вернулся. Будучи солдатом, сбежал в самоволку и поступил в театральный институт. Родители не пришли от такого кульбита в восторг, и сегодня я отчасти с ними согласен. Актер — профессия очень зависимая, но тогда этого не понимал, а следовал за своей мечтой.
Я с детства знал, что Питер мой город, и уверен в этом до сих пор. Другое дело, что сам театральный институт долго обходил стороной. Мне казалось, там учатся какие-то удивительные люди, была боязнь, что мне в этот храм дороги нет.
Но поступил почему-то легко. Готовил и Чехова, и Крылова, и Зощенко, и Пушкина. Первыми моими слушателями оказались сослуживцы, мы собирались по ночам в сортире — другого места не было. Каждый, даже самый далекий от театра солдат делал мне замечание и объяснял, как надо играть.
Служил я сначала в Сертолово. Из учебки нас должны были послать либо в Афган, либо на Кубу, либо в Анголу. В Афган не взяли, ведь черненьких там убивали первыми, чтобы не путать со своими. И отправился бы я в другие горячие точки, однако случилась драка с сержантом. Из-за нее мне светил дисбат. Но, к счастью, мой дядя, служивший в Питере, в то же время случайно оказался с инспекцией в нашей части. Слава богу, что это произошло! Меня буквально «украли» с документами и перевели в Пушкин. Повезло, дослуживал я свой срок уже в духовом оркестре.
Самое смешное, что спустя годы, будучи артистом, встретил того сержанта. Оказалось, он заместитель редактора одного из популярных изданий Петербурга. На презентации радостно бросился мне навстречу, будто ничего и не было. Я не выдержал и в разгар вечера вспылил:
— Что ж ты натворил?! Я из-за тебя в тюрьму чуть не попал!
— Ну, дело прошлое, Самвел, что вспоминать...
Но вернемся к учебе. Поступил я летом, а демобилизовался поздней осенью. Повезло, что сокурсники долго были на картошке, поэтому прошли не так много, и я их догнал. Курс у нас был потрясающим: Игорь Лифанов, Алексей Климушкин, Дмитрий Нагиев, Дмитрий Хоронько, Анатолий Журавлев, Борис Хвошнянский, Ян Цапник, а педагог — профессор Владимир Петров.
На четвертом курсе сам Игорь Петрович Владимиров пригласил меня к себе в Театр Ленсовета. Я мог попасть и в БДТ, и в «Балтдом», но нравилось мне работать именно с Владимировым. Другой момент, что из-за одного известного артиста через год из театра пришлось уйти. Зато вскоре Владислав Пази пригласил меня на спектакль «Дама с камелиями», который сделал из меня артиста.
— То есть из Театра Ленсовета вас подвинул известный артист?
— Его подвинули, а я заступился. Это мое дурацкое благородство не раз выходило мне боком. Дело в том, что Семена Стругачева из-за конфликта с режиссером сняли с роли, а на его место назначили меня. Я подошел к нему:
— Семен Михайлович, вам будет обидно, если начну играть вместо вас?
— Конечно!
Тогда я пошел к Владимирову и сказал: «Не могу сыграть эту роль, считаю это неправильным...» В итоге Стругачев ушел из театра —через восемь месяцев, правда, вернулся, а я ушел насовсем. То же самое потом произошло у меня в Театре Комиссаржевской и Театре комедии. В этом отношении я дурной — жизнь не учит.
— Как работалось с Владиславом Пази в Театре Комиссаржевской?
— «Даму с камелиями» мы репетировали долго. Должны были выпустить перед новым, 1994 годом. Но режиссер поехал в Москву, и у него там случился инфаркт. Пази лежал в клинике в столице, к нему никого не пускали, а мы решили мотивировать любимого мэтра к выздоровлению и навестить. Я и моя партнерша Татьяна Кузнецова собрались и поехали в Москву. Тогда билеты продавали без паспортов, достаточно было назвать фамилию и имя. Я назвался Арманом Дювалем, а Таня — Маргаритой Готье, так зовут наших героев. С этими билетами мы заявились в больницу.
— Да вы что, с ума сошли, — замахал руками врач, — я не пущу вас в палату!
Рассказали ему, что это режиссер, а мы актеры и скоро состоится премьера спектакля «Дама с камелиями».
— Но так сразу нельзя, вы войдете — для него это будет шоком.
— Правильно, вот поэтому вы сначала дадите ему билеты, а потом скажете о посетителях.
Мы стоим за дверью и слышим громогласный хохот Владислава Борисовича: «Впустите их сюда!» Заходим и видим улыбающегося и счастливого Пази. Это было здорово. Я еще раз повторюсь: Пази сделал меня актером, после этого спектакля меня широко узнали.
— Я слышала, в том театре у вас было много завистников?
— Представьте, мне двадцать пять лет, я получаю главную роль в спектакле и уверен, что он прогремит в обеих столицах. Режиссер — Владислав Пази, художник по костюмам Алла Коженкова, она делала спектакли Виктюка. В общем, все дорого-богато.
И вот премьера, через пять минут мне выходить на сцену, переполненный зал, это первый мой выход в главной роли. И вдруг помреж приносит письмо: мол, передали, а кто — непонятно. На бумаге, как в заграничных детективах, наклеены вырезанные буквы. Читаю: «Гроб для тебя уже заказан». Я просто остолбенел. Подбегает режиссер, показываю ему письмо. «Не обращай внимания, сынок, это все завистники», — потемнел Пази и порвал бумагу на мелкие кусочки. А у меня такой протест внутри! «Сейчас я вам дам», — думаю. Играл я с большим воодушевлением.
И таких моментов у меня было много: «добрые» коллеги не только пугали, но и пытались споить перед спектаклем. Да много чего еще было...
У меня зависть, конечно, тоже есть. Но проявляется она по-другому. Вижу у человека хорошую черту — стараюсь ее перенять. Ищу какие-то истоки этого состояния у себя и начинаю его взращивать. Это помогает мне становиться немножечко лучше. Потом качества рано или поздно в тебя проникают и начинают работать самостоятельно. Это касается и спорта, и диеты, и общения с людьми... Как человек говорит, двигается, смотрит, болтает руками, как может необидно отказать.