Хороший, плохой, злой
Приятно быть с ребёнком, когда он лапочка и зайка. А ему мы больше всего нужны, когда он дерзит, плачет или дерётся. Насущный вопрос для родителей: как научить детей справляться с эмоциями? Спойлер: разобраться с собственными!
Чувство есть, а слова нет
Когда ребёнок делает что-то не то, особенно на людях, естественное стремление родителей – поскорее это прекратить. «Перестань так кричать, на нас все смотрят». Или: «Что ревёшь, ты же мальчик». Или: «Ты такая смешная, когда злишься». Да мало ли фраз, чтобы дать понять ребёнку, что гнев, раздражение, обида – неправильные чувства для неправильных детей. Правильный ребёнок мил, позитивен и не доставляет хлопот окружающим. Многих из нас самих так воспитывали. Бывает, взрослые отрицают чувства детей ещё и потому, что не хотят видеть их несчастными. Мол, если сделать вид, что негатива нет, всё рассосётся само собой.
Однако запрещать или не замечать негативные эмоции – всё равно что заметать мусор под ковёр. Они никуда не деваются, копятся и отравляют ребёнку (потом уже и взрослому человеку) жизнь. Ведут к эмоциональным взрывам, нарушению личных границ, проблемам со здоровьем и пищевым поведением. Слишком дорогая цена за условно беспроблемное поведение! Так почему бы не попробовать новый подход, предполагающий не запреты, а развитие эмоционального интеллекта (EQ)? Этот термин означает способность понимать и модерировать свои эмоции и проявлять эмпатию. Его ввёл в обиход Дэниел Гоулман, писатель и популяризатор науки, выпустивший в 1990-е годы бестселлер «Эмоциональный интеллект».
Слепое пятно
Считается, чем умнее человек, тем лучше ему живётся. Однако накопилось достаточно данных, подтверждающих, что EQ тоже имеет большое значение. В Стэнфордском университете провели серию любопытных тестов с участием около 600 четырёхлетних детей. Перед каждым поставили блюдо с двумя зефиринами. Ребёнок мог сразу же взять одну. Или подождать минут 15 – и получить обе. Совладать с чувствами и дождаться двойной награды смогла только треть детей. Контрольная проверка через много лет показала, что они же выросли более успешными и компетентными. В частности, их экзаменационные баллы были заметно выше, чем у прочих участников эксперимента. Американская психологическая ассоциация недавно опубликовала данные очередного большого исследования (участники – 42 тысячи студентов из 27 стран), которое доказало связь между высоким EQ и академическими успехами. Как объяснили авторы исследования, студенты с высоким EQ лучше справляются со скукой и тревогой, умеют себя замотивировать и выстроить нормальные отношения с преподавателями и сокурсниками. Ещё одно показательное исследование – о компаниях, сумевших пережить пандемию 2020 года и не обанкротиться. Оказалось, остаться на плаву в большинстве случаев помог именно высокий EQ руководителей. Кстати, о руководителях. Многие из списка Форбс – в том числе Билл Гейтс – не имеют высшего образования, зато обладают заоблачным EQ. Удивительно, но при этом всём эмоциональное воспитание по-прежнему остаётся чем-то неочевидным, эдаким «слепым пятном». Мы упорно возим детей на шахматы и английский и редко думаем о том, что они чувствуют и чего хотят. Возможно, потому