Дмитрий Бычков и Варвара Шаталова: "Скалолазание - это борьба с самим собой"
"Среди скалолазов часто вспыхивают романы, которые заканчиваются свадьбами. Ведь мы проводим все свободное время на тренировках, соревнованиях, сборах. Паре невозможно ужиться, если один рвется в горы, а другой - на пляж", - уверены президент Федерации скалолазания России мастер спорта международного класса Дмитрий Бычков и мастер спорта Варвара Шаталова.
— Дмитрий, назовите мне, человеку несведущему, хотя бы пару причин, чтобы заняться скалолазанием.
— Первая — тренироваться можно и на природе, и в городе — в любую погоду скалодромы в вашем распоряжении. Прекрасно, если друзья и семья разделяют ваше увлечение, если же нет, можно поддерживать хорошую физическую форму в одиночестве. Для жителей мегаполисов это важно.
Скалолазание — уникальное занятие хотя бы потому, что вы никогда не встретите в горах однотипный рельеф, приходится постоянно приспосабливаться к чему-то новому. Это здорово тренирует мозг. Сказал бы, что скалолазание — интеллектуальный вид спорта.
Прежде чем начать движение наверх, необходимо просчитать маршрут. Чем четче сложится картина в воображении, пока стоите на земле, тем легче будет восхождение. Мы говорим «просмотреть трассу» — в каком темпе подниматься, какой рукой браться, чтобы не сорваться, где отдохнуть, где ускориться. Для этого должны быть хорошо развиты воображение и логика. Скалолазание — это история о преодолении... Борьба с самим собой.
Еще один аргумент за — этим спортом можно заняться в любом возрасте. Хоть в пятьдесят прийти на первую тренировку.
Варя: Для девушек есть отдельная причина. У скалолазок красивое телосложение — сухие руки, аккуратные плечи, мощный пресс. У нас всегда есть мотивация поменьше съесть — ради того, чтобы было легче взобраться на скалу.
И фотографии красивые получаются в горах, на рассветах и закатах. Вообще, в нашем виде спорта много романтики.
— Варя, наверное, среди скалолазов много мужчин? Есть из кого выбирать тем, кто еще не замужем? В нашей действительности это важный аргумент за.
— Мужчин и вправду много! Кстати, среди скалолазов очень часто вспыхивают романы, которые заканчиваются свадьбами. Ведь мы проводим все свободное время на тренировках, соревнованиях, сборах. Паре невозможно ужиться, если один рвется в горы, а другой — на пляж.
Дмитрий: Без общего интереса — какая семья? И дети скалолазов, когда вырастают, тоже находят себе пару среди своих же. Например парень моей старшей дочери Саши скалолаз. Варины сестры тоже замужем за «своими».
В любой семье очень важно быть на одной волне. Скажем, недавно я участвовал в соревнованиях по мотокроссу в Саратовской области. Говорю Варе: «Собирайся, едем вместе». А у нас, на минуточку, трое детей — пять лет, почти два года и несколько месяцев. Ничего, сели в машину и помчали.
— Дмитрий, любопытно, кому легче дается восхождение по вертикали — парням или девушкам?
— Девушкам проще. Сколько раз наблюдал на скалодроме такую картину: приходит качок, а с ним за компанию — хрупкая симпатичная барышня в туфельках на каблуке. И вот он пытается залезть, а не получается. Тогда с неохотой говорит: «Ладно, ну хоть ты попробуй...» Тут она скидывает туфельки и легко проходит трассу.
Это связано с тем, что в скалолазании многое зависит от координации движений, грубая сила вообще не нужна. Девушке помогает пластичность, при этом не имеет значения, какого она роста, комплекции...
Тут скорее вопрос уровня амбиций и чего ты вообще хочешь достичь. Например есть желание просто залезть на вершину в десять — пятнадцать метров. Выбирай уровень трассы — и вперед. Они разные: от простейшей «четверки» до «девятки» — самой трудной, длинной, с крутым нависанием и минимальным количеством зацепок, которая по силам лишь профессионалам высокой категории. Среди них и мужчины, и женщины. На соревнованиях «девятки» почти не готовят, максимум «восьмерки».