Интервью с художником Васей Ложкиным, автором всенародно любимых котиков

Караван историйКультура

Алексей Куделин. В волшебном мире Васи Ложкина

Мои картины - это прежде всего красивые образы. Когда я их рисую, представляю, как они будут висеть на стене. Зайдет человек в комнату - а там такая красота...

Беседовала Лена Чашкина

Далеко не все поклонники Васи Ложкина знают, что создателя всенародно любимых котиков на самом деле зовут Алексей Куделин. Когда вы взяли творческий псевдоним? И почему Вася Ложкин, а не, скажем, Ваня Пупкин?

— До появления соцсетей, если помните, все сидели на форумах под забавными никами. И я себе придумал такой — Вася Ложкин. Возможно, он был навеян каким-то анекдотом, уже не помню. Сначала я был Васей Ложкиным на нашем городском форуме в Солнечногорске, потом на музыкальном и в «Живом журнале». Так он ко мне и прилип. Кстати, реальных людей с такими именем и фамилией хватает. Одного я знаю лично. Мой «тезка» из Томска, сейчас живет в Москве. На родине у него было кафе «Вася Ложкин». Внешне мы не особенно похожи, но ровесники и одинаково смотрим на многие вещи.

— Наверное, вы уже слились со своим альтер эго? Откликаетесь на Васю?

— Да, к этому привык. Васей меня в основном называют те, кто не очень близко знает. Друзья и коллеги, конечно, зовут Алексеем.

— Васей Ложкиным вы стали уже в достаточно зрелом возрасте. А как протекала жизнь до этого? Где родились, выросли? Что у вас за семья?

— Семья самая обычная, рабочая, художников не было. Хотя отец неплохо рисовал и занимался чеканкой — когда-то это было модно. Мне, ребенку, его работы казались очень красивыми. Особенно женщины с кувшинами в восточном стиле.

Родился и вырос я в подмосковном Солнечногорске. Сейчас он ассоциируется с элитными дачными поселками, а раньше был довольно крупным промышленным центром. Потом большая часть предприятий закрылась.

— Рисовать любили с детства?

— Ну как рисовать? Что-то такое изображал, как все дети. В основном всяких рыцарей. В художественную школу не ходил, живописи не учился. Увлекался рок-музыкой.

— Кто же был вашими кумирами?

— Многие артисты и группы, популярные в конце восьмидесятых — начале девяностых, «Алиса», «Кино»... В 1987-м дядька мой пришел из армии, купил магнитофон и стал приносить разные записи. Я сделался фанатом рок-музыки и решил стать рок-звездой.

— Организовали группу, как водится?

— А как же! У меня их было много. И названия постоянно менялись, иногда от концерта к концерту — «Паника в лифте», «Инвалид в багажнике», «Мертвый товарищ», «Противотанковые ежи», «Несгораемые шкафы». Дольше всех продержалась «Медвежуть».

— В лихие девяностые, на которые пришлась ваша юность, в Солнечногорске было относительно спокойно? Или так же небезопасно, как в Москве и других больших городах?

— Солнечногорск не такой уж маленький — пятьдесят тысяч жителей. У нас случались те же эксцессы, что и в столице. Однажды я шел с друзьями с электрички и чуть не угодил под пули — рядом со станцией вспыхнула перестрелка. Мы попадали на землю и лежали, пока все не стихло. Были и другие неприятные моменты, но они воспринимались легко. Наверное потому, что я был молод. Сейчас бы, вероятно, пришел в ужас от того, что творилось вокруг. А тогда жил музыкой, концертами.

— В фигуральном смысле? Музыкой вряд ли можно было прокормиться.

— Конечно. Сначала я работал на свалке в пункте приема стеклопосуды. Не знаю, как сейчас все устроено на Солнечногорском полигоне, а тогда туда привозили самый разный мусор чуть ли не со всей Москвы и можно было много интересного найти. Собрать не одну коллекцию. Я в тот период прочитал очень много книг. Люди их тоннами выбрасывали.

После свалки работал в нашей местной газете «Сенеж» корреспондентом.

— У вас журналистское образование?

— Нет, я просто неплохо писал. Что касается образования, то после школы год проучился в Московском педуниверситете на геофаке. Сначала хотел было пойти в Тверской педагогический, но там требовалось химию сдавать, в которой я ни бум-бум. Здесь же — биологию, в ней я разбирался лучше. Поступить поступил, но быстро разочаровался в выбранном вузе.

В 2000 году пошел на юридический — исключительно для того, чтобы получить диплом о высшем образовании, с которым проще устроиться на хорошую работу. Пять лет спустя стал дипломированным юристом, но по специальности не работал ни дня.

В газету «Сенеж» попал буквально с улицы. В редакции работали настоящие профессионалы еще советской закалки, которые многому научили. По ходу дела, если можно так сказать. Сначала я писал про спорт, потом про сельское хозяйство. Ездил по пресс-конференциям, ходил на заседания областной думы. Закончил карьеру ответственным секретарем одной из еженедельных газет издательского дома «Экономика и жизнь». В 2007-м ушел оттуда и с тех пор рисую картинки.

Современные СМИ не очень люблю, особенно те, что работают онлайн. Для них главное — зафигачить информацию в новостную ленту под каким-нибудь броским заголовком, зачастую не имеющим отношения к произошедшему событию и не несущим никакого смысла. Когда я работал в газете «ЭЖ-Юрист», у нас все было иначе: факты тщательно проверялись, корректура все вычитывала. Интересно, существует ли редактура в современных СМИ? Такое впечатление, что ее нет.

Как меня учили старшие товарищи? Если пишешь о какой-то проблеме, ты должен использовать несколько разных источников, желательно не менее пяти. Я еще поражался: «Какие пять источников? Хорошо бы два найти». А сейчас лепят что попало. Главное — успеть раньше других, чтобы заметили и лайкнули.

— Работая в прессе, не пробовали себя в качестве художника-карикатуриста?

— Нет, мне казалось, что для этого требуется особый талант. Помню, в «ЭЖ-Юрист» у нас был художник — Чумачев, по-моему. Я поражался, как он справляется со своей работой, да еще в такие сжатые сроки. Бывало, придешь к нему:

— Слушай, срочно нужна картинка к статье председателя Верховного суда...

Сам думаешь: «Как к ней можно нарисовать карикатуру?» А он совершенно невозмутимо отвечает:

— Ладно, к вечеру сделаю.

Карикатуристы, как и настоящие журналисты, теперь «вымирающий вид». Раньше чуть ли не в каждом издании были свои художники, даже в газете «Сенеж» с тиражом десять тысяч экземпляров. Сейчас все берут картинки с каких-нибудь интернет-ресурсов вроде caricatura.ru либо тупо воруют из Сети. Этот вид изобразительного искусства постепенно уходит. А в нем надо постоянно практиковаться, чтобы оставаться на волне.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Столыпин. Звезда для Андрей Столыпин. Звезда для

Андрей Столыпин — о своей жизни и дружбе с неформалами

Коллекция. Караван историй
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Ваш выход Ваш выход

Интервью с Еленой Север — соорганизатором и бессменной ведущей Премии BraVo

OK!
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Сиреневые сады Леонида Колесникова Сиреневые сады Леонида Колесникова

Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историй
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Кое-что о Рене Кое-что о Рене

Совершенно необязательно проживать все в полную силу и взаправду

Караван историй
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Очищают ли растения воздух в доме? Очищают ли растения воздух в доме?

Как комнатные растения могут избавить нас от избытка углекислого газа

Наука и жизнь
Озерный край Озерный край

Пресс-тур по Псковской области: полторы тысячи километров

Отдых в России
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Тина Стойилкович Тина Стойилкович

Актриса Тина Стойилкович — о том, что счастье можно найти в любом возрасте

Grazia
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Обычный лед оказался флексоэлектрическим Обычный лед оказался флексоэлектрическим

Лед проявил сегнетоэлектрические свойства

N+1
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Как узнать, шпионит ли за вами приложение? Как узнать, шпионит ли за вами приложение?

Как понять, что приложение отслеживает ваши действия?

CHIP
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер

Правда о трагедии женщины, чей образ исказили газетные мифы

ТехИнсайдер
Непохожая Непохожая

Софья Синицына — о драмеди «Виноград» и о том, как играть на сопротивление

Grazia
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью» Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью»

Актер и певец Сергей Лазарев – о своих правилах воспитания детей

Здоровье
Корабль с игрушками Корабль с игрушками

Чем заняться в чартере? Вопрос на первый взгляд кажется риторическим

Y Magazine
Второй шанс стать счастливой Второй шанс стать счастливой

Алсу сегодня очень востребована, но совсем недавно все было иначе

OK!
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении