Интервью с художником Васей Ложкиным, автором всенародно любимых котиков

Караван историйКультура

Алексей Куделин. В волшебном мире Васи Ложкина

Мои картины - это прежде всего красивые образы. Когда я их рисую, представляю, как они будут висеть на стене. Зайдет человек в комнату - а там такая красота...

Беседовала Лена Чашкина

Далеко не все поклонники Васи Ложкина знают, что создателя всенародно любимых котиков на самом деле зовут Алексей Куделин. Когда вы взяли творческий псевдоним? И почему Вася Ложкин, а не, скажем, Ваня Пупкин?

— До появления соцсетей, если помните, все сидели на форумах под забавными никами. И я себе придумал такой — Вася Ложкин. Возможно, он был навеян каким-то анекдотом, уже не помню. Сначала я был Васей Ложкиным на нашем городском форуме в Солнечногорске, потом на музыкальном и в «Живом журнале». Так он ко мне и прилип. Кстати, реальных людей с такими именем и фамилией хватает. Одного я знаю лично. Мой «тезка» из Томска, сейчас живет в Москве. На родине у него было кафе «Вася Ложкин». Внешне мы не особенно похожи, но ровесники и одинаково смотрим на многие вещи.

— Наверное, вы уже слились со своим альтер эго? Откликаетесь на Васю?

— Да, к этому привык. Васей меня в основном называют те, кто не очень близко знает. Друзья и коллеги, конечно, зовут Алексеем.

— Васей Ложкиным вы стали уже в достаточно зрелом возрасте. А как протекала жизнь до этого? Где родились, выросли? Что у вас за семья?

— Семья самая обычная, рабочая, художников не было. Хотя отец неплохо рисовал и занимался чеканкой — когда-то это было модно. Мне, ребенку, его работы казались очень красивыми. Особенно женщины с кувшинами в восточном стиле.

Родился и вырос я в подмосковном Солнечногорске. Сейчас он ассоциируется с элитными дачными поселками, а раньше был довольно крупным промышленным центром. Потом большая часть предприятий закрылась.

— Рисовать любили с детства?

— Ну как рисовать? Что-то такое изображал, как все дети. В основном всяких рыцарей. В художественную школу не ходил, живописи не учился. Увлекался рок-музыкой.

— Кто же был вашими кумирами?

— Многие артисты и группы, популярные в конце восьмидесятых — начале девяностых, «Алиса», «Кино»... В 1987-м дядька мой пришел из армии, купил магнитофон и стал приносить разные записи. Я сделался фанатом рок-музыки и решил стать рок-звездой.

— Организовали группу, как водится?

— А как же! У меня их было много. И названия постоянно менялись, иногда от концерта к концерту — «Паника в лифте», «Инвалид в багажнике», «Мертвый товарищ», «Противотанковые ежи», «Несгораемые шкафы». Дольше всех продержалась «Медвежуть».

— В лихие девяностые, на которые пришлась ваша юность, в Солнечногорске было относительно спокойно? Или так же небезопасно, как в Москве и других больших городах?

— Солнечногорск не такой уж маленький — пятьдесят тысяч жителей. У нас случались те же эксцессы, что и в столице. Однажды я шел с друзьями с электрички и чуть не угодил под пули — рядом со станцией вспыхнула перестрелка. Мы попадали на землю и лежали, пока все не стихло. Были и другие неприятные моменты, но они воспринимались легко. Наверное потому, что я был молод. Сейчас бы, вероятно, пришел в ужас от того, что творилось вокруг. А тогда жил музыкой, концертами.

— В фигуральном смысле? Музыкой вряд ли можно было прокормиться.

— Конечно. Сначала я работал на свалке в пункте приема стеклопосуды. Не знаю, как сейчас все устроено на Солнечногорском полигоне, а тогда туда привозили самый разный мусор чуть ли не со всей Москвы и можно было много интересного найти. Собрать не одну коллекцию. Я в тот период прочитал очень много книг. Люди их тоннами выбрасывали.

После свалки работал в нашей местной газете «Сенеж» корреспондентом.

— У вас журналистское образование?

— Нет, я просто неплохо писал. Что касается образования, то после школы год проучился в Московском педуниверситете на геофаке. Сначала хотел было пойти в Тверской педагогический, но там требовалось химию сдавать, в которой я ни бум-бум. Здесь же — биологию, в ней я разбирался лучше. Поступить поступил, но быстро разочаровался в выбранном вузе.

В 2000 году пошел на юридический — исключительно для того, чтобы получить диплом о высшем образовании, с которым проще устроиться на хорошую работу. Пять лет спустя стал дипломированным юристом, но по специальности не работал ни дня.

В газету «Сенеж» попал буквально с улицы. В редакции работали настоящие профессионалы еще советской закалки, которые многому научили. По ходу дела, если можно так сказать. Сначала я писал про спорт, потом про сельское хозяйство. Ездил по пресс-конференциям, ходил на заседания областной думы. Закончил карьеру ответственным секретарем одной из еженедельных газет издательского дома «Экономика и жизнь». В 2007-м ушел оттуда и с тех пор рисую картинки.

Современные СМИ не очень люблю, особенно те, что работают онлайн. Для них главное — зафигачить информацию в новостную ленту под каким-нибудь броским заголовком, зачастую не имеющим отношения к произошедшему событию и не несущим никакого смысла. Когда я работал в газете «ЭЖ-Юрист», у нас все было иначе: факты тщательно проверялись, корректура все вычитывала. Интересно, существует ли редактура в современных СМИ? Такое впечатление, что ее нет.

Как меня учили старшие товарищи? Если пишешь о какой-то проблеме, ты должен использовать несколько разных источников, желательно не менее пяти. Я еще поражался: «Какие пять источников? Хорошо бы два найти». А сейчас лепят что попало. Главное — успеть раньше других, чтобы заметили и лайкнули.

— Работая в прессе, не пробовали себя в качестве художника-карикатуриста?

— Нет, мне казалось, что для этого требуется особый талант. Помню, в «ЭЖ-Юрист» у нас был художник — Чумачев, по-моему. Я поражался, как он справляется со своей работой, да еще в такие сжатые сроки. Бывало, придешь к нему:

— Слушай, срочно нужна картинка к статье председателя Верховного суда...

Сам думаешь: «Как к ней можно нарисовать карикатуру?» А он совершенно невозмутимо отвечает:

— Ладно, к вечеру сделаю.

Карикатуристы, как и настоящие журналисты, теперь «вымирающий вид». Раньше чуть ли не в каждом издании были свои художники, даже в газете «Сенеж» с тиражом десять тысяч экземпляров. Сейчас все берут картинки с каких-нибудь интернет-ресурсов вроде caricatura.ru либо тупо воруют из Сети. Этот вид изобразительного искусства постепенно уходит. А в нем надо постоянно практиковаться, чтобы оставаться на волне.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь

История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Караван историй
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Вредная миома Вредная миома

Миома матки – женская карма

Здоровье
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю» Сергей Юрский: «Думаю, что мне надо было еще смелее заниматься своим делом и не идти в общем строю»

На самом деле совершенно невозможно перечислить все сделанное Сергеем Юрским

Коллекция. Караван историй
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
«У меня получается только то, что мне хочется» «У меня получается только то, что мне хочется»

Виктория Толстоганова о самодостаточности и свободе

OK!
Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения

Иван Янковский — про испытание популярностью и работу с Юрой Борисовым

Ведомости
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы

Что необходимо для победы в технологической гонке? Отвечают эксперты и аналитики

ФедералПресс
Нашествие парнокопытных мигрантов Нашествие парнокопытных мигрантов

Почему популяция казахстанских сайгаков уничтожает российские сельхозугодья

Монокль
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Кристина Березовская Кристина Березовская

Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ru
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Тихон Жизневский Тихон Жизневский

Ну, он! Главный российский супергерой (и гринфлаг!) — Тихон Жизневский

Собака.ru
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Клан Сгарсгардов: что нужно знать об одной из самых известных актерских династий Клан Сгарсгардов: что нужно знать об одной из самых известных актерских династий

С чего, а вернее, с кого началась династия Сгарсгардов

Правила жизни
Всегда время фото и десертов Всегда время фото и десертов

Бизнес-хроника старейших предприятий Санкт-Петербурга

Weekend
Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами

Астрономы описали класс рекордно ярких транзиентов

N+1
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Открыть в приложении