Увидеть в небе дирижабль – невероятная в наши дни удача

Популярная механикаHi-Tech

Как взлетают дирижабли

Олег Макаров

Увидеть в небе дирижабль – невероятная в наши дни удача, а совсем уж эксклюзив – посмотреть на то, как этот диковинный летательный аппарат готовят к полету, как работает это хлопотное аэрохозяйство. Шанс понаблюдать за стартом самого большого российского дирижабля Au-30 представился корреспондентам «ПМ» в Киржаче, на единственном в стране дирижабледроме.

В последние 10−15 лет о перспективах возрождения дирижаблей не написал только ленивый, да и «Популярная механика» возвращалась к данной теме не раз. Но коль скоро повод вспомнить о дирижаблях вновь нашелся, стоит для начала вкратце перечислить преимущества управляемого аэростата. Во-первых, нет (или почти нет) необходимости жечь топливо для создания подъемной силы крыла — ее заменяет Архимедова сила. Отсюда высокая экономичность и возможность (по крайней мере теоретическая) создавать летательные аппараты неограниченной грузоподъемности. Во-вторых, дирижабль, как и вертолет, способен взлетать либо вертикально, либо с небольшим пробегом, что не требует дорогостоящих взлетно-посадочных полос — достаточно небольшой площадки. Также, подобно винтокрылой машине, аэростат может фактически зависать в воздухе или двигаться с недоступными самолету малыми скоростями, что идеально для неспешного и дотошного мониторинга земной поверхности. При этом дирижабль движется плавно, без присущей вертолету вибрации (что опять же хорошо для мониторинга) и «ест» совсем мало топлива, так как оно расходуется, как уже говорилось, лишь на движение с небольшой (до 100 км/ч) скоростью, но не на создание подъемной силы. Как следствие, управляемый аэростат типа Au-30 может со своим небольшим запасом топлива находиться в воздухе в течение суток.

Дирижабль Au-30. Объем оболочки: 5250 кв. м. Длина: 54 м. Максимальная продолжительность полета: 24 ч. Крейсерская скорость: 40−80 км/ч. Максимальная скорость: 100 км/ч. Расход топлива на крейсерской скорости: 40 кг/ч. Максимальная полезная нагрузка: 1400 кг. Экипаж 2 чел.

Неспешность и аккуратность

На дирижабледром в Киржаче нас пригласил Общественный совет Минприроды России: планировалась презентация министерского проекта, предполагающего использование Au-30 для мониторинга природно-экологической обстановки в низовьях Волги. К презентации с участием министра Сергея Донского был приурочен и тестовый полет Au-30. Вот тогда-то нам и удалось понаблюдать, как отправляют в полет дирижабль.

Пока дирижабль не летает, он стоит в ангаре, опираясь на единственную стойку шасси и специальную подставку под гондолу. Ангар, принадлежащий воздухоплавательному центру «Авгур», — весьма просторное помещение: кроме рабочего Au-30 здесь же находится его систершип, подлежащий восстановлению, плюс еще несколько других аэростатических конструкций. Хотя, конечно, современные дирижабли кажутся карликами по сравнению со старинными трансокеанскими лайнерами жесткой конструкции (длина Au-30 всего 54 м, а дирижабля Graf Zeppelin — 236), даже они производят внушительное впечатление. Габариты Au-30 поражают, при том что давление на опору он оказывает минимальное, да и то из-за балластирования. Кстати, балластирование осуществляется как с помощью мешков с песком, так и путем нагнетания воздуха в специальные скрытые под оболочкой баллонеты. Баллонеты раздуваются, давят на емкость с гелием, гелий уплотняется, и Архимедова сила падает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как работают современные российские ледоколы Как работают современные российские ледоколы

«кСромные размеры» — последнее, что приходит в голову при виде ледокола

Популярная механика
Гороскоп Vogue: март 2018 Гороскоп Vogue: март 2018

Звезды рассказывают, что ждать в первый месяц весны

Vogue
Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных Бойтесь писем начальников: как социальную инженерию используют для взлома данных

Как компании могут защитить сотрудников и свою репутацию от взлома данных

Forbes
Культурные ценности, которые мы потеряли из-за собственного кретинизма Культурные ценности, которые мы потеряли из-за собственного кретинизма

В природе все уравновешено и гармонично

Maxim
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
Иваново действо Иваново действо

Десятилетний дизайнер Иван Галантерник

Vogue
Хозяйка гостиницы Хозяйка гостиницы

Пять лет назад писатель Дина Сабитова полностью изменила жизнь

Домашний Очаг
Росбанк возглавил рейтинг надежных банков по версии Forbes Росбанк возглавил рейтинг надежных банков по версии Forbes

Список самых надежных участников рейтинга банков Forbes

Forbes
О самом важном: Ольга Михайловская подводит итоги Mercedes-Benz Fashion Week Russia О самом важном: Ольга Михайловская подводит итоги Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Африканские мотивы, технологичные материалы и талантливые дизайнеры-новички

Vogue
В плену стереотипов: почему рекрутеры не нанимают лучших сотрудников В плену стереотипов: почему рекрутеры не нанимают лучших сотрудников

Сфера HR в России полна предрассудков, которые влияют на подбор кадров

Forbes
Класс на двоих Класс на двоих

Йога для неё и функциональная тренировка для него в одном комплексе

Yoga Journal
«Хочу влюбиться до беспамятства!» «Хочу влюбиться до беспамятства!»

Макс Барских о жизни в США

OK!
Цифры из будущего. Россию ждет рост зарплат и сильный рубль Цифры из будущего. Россию ждет рост зарплат и сильный рубль

На какие параметры могут опираться инвесторы в этом году

Forbes
Нулевая «Сумма»: как государство отвернулось от Зиявудина Магомедова Нулевая «Сумма»: как государство отвернулось от Зиявудина Магомедова

Почему миллиардера Зиявудина Магомедова преследуют неудачи

Forbes
Новый сайт для онлайн-мониторинга российских ралли: болеем за наших! Новый сайт для онлайн-мониторинга российских ралли: болеем за наших!

Цифровые технологии дошли и до российского автомотоспорта

Популярная механика
Куда летим? Куда летим?

Таллин и Рига: рассказываем о прибалтийских столицах

Лиза
«Беременные» запреты: необходимость или перестраховка? «Беременные» запреты: необходимость или перестраховка?

Имеют ли запреты во время беременности смысл или являются простой перестраховкой

9 месяцев
История насосного производства, или введение в датские технологии История насосного производства, или введение в датские технологии

Чем известна Дания? Подходом к производству водяных насосов!

Популярная механика
Сильный Пол Сильный Пол

Пол Смит о том, как оставаться счастливым и независимым

Esquire
Масло масляное Масло масляное

Насладиться вкусом, получить пользу

Лиза
Чисто сработал Чисто сработал

Интерьер квартиры в Нью-Йорке в стиле современной классики

AD
Почему «Оскар» за лучший фильм должны взять «Три билборда» Почему «Оскар» за лучший фильм должны взять «Три билборда»

Главная интрига грядущего «Оскара»

Esquire
6 способов начать разговор с кем угодно 6 способов начать разговор с кем угодно

Больше ты не будешь одиноко стоять в углу на вечеринке филателистов-агностиков!

Maxim
Место встречи Место встречи

Увлекательные прогулки по Стамбулу: от древних храмов до новейших ресторанов

Vogue
Тут недалеко Тут недалеко

Три европейских направления для короткого отпуска

Cosmopolitan
Некомплект: откровенная история женщины, родившейся без вагины и матки Некомплект: откровенная история женщины, родившейся без вагины и матки

20-летняя британка Таша Бишоп рассказывает свою необычную историю

Cosmopolitan
20 главных тенденций сезона осень-зима 2018 20 главных тенденций сезона осень-зима 2018

Тренды следующего сезона, в которых начинать разбираться советуем уже сейчас

Vogue
Лёгкость бытия: тест Audi Q7 3.0 TFSI Лёгкость бытия: тест Audi Q7 3.0 TFSI

Audi Q7 второго поколения дебютировал три года назад

Популярная механика
Северный путь Северный путь

От Ханты-Мансийска до Тобольска

Quattroruote
Раздевайся, ложись Раздевайся, ложись

Фрагменты из новой книги Эмили Чанг по итогам оргий в Сан-Франциско

Tatler
Открыть в приложении