Как в России жили, спивались и умирали слоны
В середине прошлого века появилась фраза «Россия родина слонов». Она высмеивала попытки пропаганды СССР изобразить страну родоначальницей всех научных изобретений. Несмотря на ироничность этого утверждения, России все-таки удалось стать родиной нескольких слонов — они жили в ней со времен опричнины, кормились на деньги бюджета и довольно быстро умирали. Как слоны попадали в Россию, зачем их селили на берегу реки Фонтанки и ежедневно поили водкой — в материала «Сноба».
Первый слон: оговор и ссылка
На третий год опричнины в России случился голод. Цены на рожь выросли в 10 раз. Немецкий опричник Генрих Штаден вспоминал, что в Москве случались убийства из-за хлеба. Сильный голод сопровождался эпидемией чумы. В стране был введен строгий карантин: на дорогах появились вооруженные заставы — их служащие вылавливали нарушителей и сжигали их на кострах, чтобы инфекция не распространялась.
В это время рядом с кремлевской стеной жил слон, подаренный Ивану Грозному иранским шахом Тахсампом. Животное прислали в Москву вместе с арабом, который должен был за ним следить. Иностранец получал из казны хорошее жалованье, что раздражало многих жителей Москвы. Опричник вспоминал, что самое сильное недовольство расходы на слона вызывали в среде городских алкоголиков — по словам Штадена, они убедили население в городах в том, что эпидемию вызвало животное. Тогда слона вместе с арабом сослали в отдаленное княжество и поселили за крепким ограждением. Однако вскоре араб умер. Он был похоронен на сельском кладбище, а слон сломал забор и улегся на его могиле. Следить за животным стало некому, и тогда Иван Грозный послал крестьян убить его. В доказательство выполненной работы в Кремль прислали бивни.
По другой версии, воспитанием слона занимался сам Иван Грозный. Царь пытался научить его придворным церемониям. Каждое утро монарх учил слона вставать перед собой на колени. Чтобы тот слушался приказов, царь рассекал ему кожу на голове. Животное отказывалось выполнять команды. Видя это, царь приказал «рассечь его на части».