Как снизить риски энергоперехода для России
Конкурентоспособность в новой энергетике зависит от способности разрабатывать и внедрять современные технологии и эффективно управлять издержками. С этим в России пока большие проблемы, поэтому нужна программа по привлечению частных инвестиций в производство зеленой энергии, считает партнер компании Radar Analytics Виктор Бурыкин
Сейчас во всем мире политики и экспертное сообщество рассматривают декарбонизацию экономики как основной способ борьбы с глобальным потеплением. Дискуссии по вопросам климатической повестки продолжаются, но очевидно, что процесс декарбонизации запущен и будет доведен до конца. На это есть целый ряд причин:
- Первая, как ни странно, соответствует парадигме капитализма и рыночной экономики — у всего должна быть своя справедливая цена, которая определяется рынком. Например, в процессе торговли квотами на выбросы парниковых газов рынок заставляет участников платить за негативные внешние эффекты (экстерналии) от их деятельности;
- В развитых странах с глобальным потеплением готово бороться если и не большинство населения, то его значительная часть. Достаточно посмотреть на уверенные позиции партии «Зеленые» в Германии;
- Для импортеров энергоресурсов декарбонизация политически выгодна: она снижает зависимость от стран-экспортеров нефти и усиливает роль стран-экспортеров технологий, к которым относятся многие страны Запада;
- И, наконец, энергопереход выгоден крупному бизнесу в развитых странах. В эпоху слабого экономического роста он создает большое количество инвестиционных возможностей, часто за счет государственных денег.
Многие частные компании готовы участвовать в энергопереходе, рассчитывая на преимущества, которые можно получить за счет маркировки своей продукции как зеленой или введением прямых барьеров для конкурентов. Например, когда большая часть стали в Европе будет производиться с помощью водорода, стоит ожидать ограничений на импорт стали, произведенной по традиционной технологии — с применением коксующегося угля и высокими выбросами углекислого газа. А крупные судовые компании готовы инвестировать в современные суда на экологичном топливе, понимая, что такие капиталовложения могут быть ограничителям для мелких судовладельцев, которым придется уйти с рынка.
В результате, большинство стран заявили об амбициозных планах перехода к нулевой эмиссии углерода. Евросоюз и США планируют достичь этого рубежа к 2050 году, Россия немного позднее — к 2060 году. При этом, некоторые крупные страны, такие как Китай и Бразилия планируют кратковременное увеличение эмиссий, а только потом их снижение. Фактическому содержанию этих планов пока далеко до их амбициозных целей, однако движение в сторону углеродной нейтральности началось.